Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Categories:

Как в монастыре готовятся к Пасхе



Пасху 2002 года я встречал в Саввино-Сторожевском монастыре. Нет, я не приехал туда туристом, а жил там к тому времени уже несколько месяцев и видел всё происходящее своими глазами.
Страстная неделя - самое горячее время в любом монастыре. В это время идет подготовка всего и вся к торжествам, приводится в порядок всё хозяйство (а в Саввино-Сторожевском монастыре довольно большое хозяйство), к этому всему добавляются длинные службы, наплыв туристов и время достаточно строгого поста. Это, конечно, не первые три дня Великого поста, когда ни есть, не пить особо не приветствуется - но тоже есть приходится довольно мало.
На тот момент у меня в монастыре было несколько занятий: я помогал главному регенту с подготовкой клиросных (ноты во всем хоре знали 4 человека включая меня). Было ещё монастырское подворье, на котором я был регентом. Ещё я дежурил по главному храму, иногда мыл посуду (рук не хватало катастрофически), а также помогал на местном коровнике. В общем скучать не приходилось: спать тоже случалось редко.



Незадолго до Страстной недели монастырское начальство поставило задачу: возродить производство настоящего монастырского кваса. Народ вздохнул и отправился возрождать. Разумеется, я оказался в рядах ответственных за квас, это было неизбежно.
Мы тщательно изучили старинные рецепты и нашли, что можем сделать лучше. Для этого мы взяли чуть больше исходного сырья, значительно больше дрожжей и сахара, а время приготовления увеличили на пару суток. Получилось вкусно и по-настоящему забористо! Квас немедленно начал пользоваться огромной популярностью и среди обитателей монастыря, и среди наемных рабочих (в тот момент в монастыре шли большие реставрационные работы). Правда, уже в скором времени в трапезную пришли злые рабочие и сказали, стараясь говорить цензурно, что ну нас с нашим квасом куда-нибудь и вообще им надоело болтаться на страховках как что-то в проруби. Трапезари ответили "Слава Богу, нам больше достанется!", и дело закончилось миром. Но скоро грянула новая напасть! Квас выставили на продажу, бочку поставили прямо у ворот монастыря - и, разумеется, за ним немедленно выстроилась очередь. Народ приезжал в основном на машинах, и после нескольких небольших дтп неподалеку пришлось поставить предупреждающую табличку "Не рекомендуется употреблять за рулем, квас хмельной!".



На коровнике тоже кипела работа, к Пасхе планировали выставить на продажу сыр местного производства. Сыроварня, правда, располагалась прямо в здании коровника, поэтому сыр получался 100% натуральным, но весьма духовитым. Начальство воротило нос и требовало перемен. Ответственные за сыр вздыхали и прятали сыр от начальства подальше: другого помещения под сыроварню тогда попросту не было.

Неподалеку от монастырского коровника строили купальню. С ней тоже было непросто: дело в том, что хозяйство монастыря находится под горой, и почва там такого сорта, что родников там какое-то невероятное количество. При любой попытке залить бетон в фундамент из-под земли немедленно начинали бить новые ключи, и приходилось сворачивать работы и приводить мятежные ключи к общему знаменателю. Приводили один - вылезало ещё 4. К Пасхе в итоге тогда так и не успели, но зато сейчас купальня выглядит так:



Но самое интересное было готовить с клиросом пасхальную службу. Вокальный опыт на тот момент у меня был меньше года, зато была оконченная музыкальная школа: у большинства клиросных ни оконченной музыкальной школы, ни точного слуха не было. Мы работали в любую свободную минуту, и вот тогда-то я и начал понимать, что нет в природе никакого музыкального слуха, глупости это всё: бывают люди, которых научили, а бывают все остальные, которых тоже можно научить. К службе пели все без исключения.

А ещё было веселое послушание охранять монастырские ворота. Дело в том, что в монастыре есть определенный дресс-код, и поэтому дамам в коротких мини-юбках и без платков туда вход заказан. Но, поскольку мало кто носит с собой приличную одежду и платки, то в привратницкой всегда есть запас и того, и другого. Дамы одевались обычно беспрекословно, хуже было с мужиками, которые пытались пройти в коротких шортах и майках - а это тоже нарушение приличий. Одевать таких в юбки было не самым безопасным, но весьма позитивным приключением!

И вот, наконец, Страстная суббота. Последние приготовления, народ уже пытается спать на ходу, а работы - вагон! Перед ночной службой, правда, отдохнуть всё же немного получилось, иначе клирос мог уснуть прямо во время службы полным составом. Запели, и вдруг откуда-то начали прибывать силы. Невероятно, но факт: мы все были измотаны донельзя, но на службу мы вышли, как после хорошего отдыха. Напряжение нарастает, вот-вот уже сам момент праздника, и наконец, раздается:

- Христос Воскресе!

Народ внизу подхватывает, мы поем много и радостно, а в перерывах регент потихоньку подливает всем горячего вина - чтобы не спали, чтобы держались.
Внизу веселье и радость, наверху тоже радость, но всё более и более сонная: усталость, наконец, начинает забирать. И вот, наконец, служба окончилась.
Идем в трапезную, наедаемся по полной программе всякого вкусного - а монастырская праздничная еда это очень, очень вкусно! И из последних сил до кельи, спать.
Многие спали до следующего вечера. Я проснулся только через сутки с небольшим, да и то только потому, что меня разбудили словами:

- Леха, ну вставай же наконец! Пошли пить кагор!

И мы пошли.
Tags: troll_lol_o, Из жизни
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments