
Утром 2 сентября 1942 года в подмосковном аэропорту Быково царили паника и полное непонимание. Зенитчики терли глаза и на всякий случай наводили орудия на странный объект, неспешно заходивший на посадку. Диспетчеры пытались связаться с командованием и доложить, что у них тут либо массовое помешательство, либо действительно творится какая-то чертовщина: связь, как назло, работала плохо, и командование понимало только то, что диспетчеры, похоже, напились на рабочем месте до белой горячки и несут какую-то ахинею. Объект тем временем приближался, и вот уже стало видно, что это действительно нечто из ряда вон выходящее - ведь к посадочной полосе, элегантно покачивая крыльями, медленно подлетал танк.
Эта история началась в 1941 году, когда авиаконструктору Антонову пришла в голову гениальная мысль научить летать танки. Инициатива получила полное одобрение от военных, и в декабре 1941 года по проекту начались работы. Для превращения в планер был выбран легкий танк Т-60, к которому, согласно проекту, нужно было прикрепить крылья и оперение. По расчетам выходило, что танку практически не понадобятся изменения - достаточно только предусмотреть точки крепления крыльев и систему управления в воздухе.
Все эти вопросы были решены уже в следующем году, и вот 2 сентября 1942 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском легендарный летчик Сергей Анохин получил предполетный инструктаж, летающий танк прицепили к буксиру - бомбардировщику ТБ-3 - и связка из самолета и необычного планера пошла на взлет.
Сам Анохин описывал это так: «Все было терпимо, но было непривычно находиться с парашютом внутри танка. Запускаю мотор, включаю скорость, лязгая своими гусеницами, танк подруливает к хвосту ТБ-3. Вот танк цепляют к самолету, в смотровую щель можно увидеть, как из-под винтов бомбардировщика появляются облака пыли, буксирный трос натягивается. Длинный и похожий на змею трос на моих глазах превращается в стальной стержень. Затем летающий танк вздрагивает всем телом и трогается с места, мчась по летному полю все быстрее и быстрее. Чувствуется легкий крен влево – танк уже в воздухе. Выравниваю необычный летательный аппарат, при этом танк набирает высоту, рули отвечают на мои движения».
Взлет прошел нормально, но через несколько минут у самолета-буксира начали перегреваться моторы: танк с Анохиным пришлось отцепить и пожелать ему удачной посадки... где-нибудь. И Анохин не оплошал - он сумел довести свой танк до аэропорта Быково, где и благополучно приземлился. После посадки летчик сбросил крылья с танка (это можно было сделать поворотом всего одной ручки) и поехал на командный пункт аэродрома с докладом, но немного не доехал, так как был взят в плен командой зенитчиков по подозрению в шпионаже и диверсионной деятельности.
Впрочем, всё закончилось хорошо. Прибывшая вскоре из Жуковского спасательная команда вызволила "шпиона" из плена, успокоила разнервичавшуюся аэродромную братию, и попросила на всякий случай держать язык за зубами. А то мало ли!
Так закончилась эта история. Ко всеобщему удовольствию, танки после этого больше никогда и никуда не летали.
Community Info