serg_n1958 (serg_n1958) wrote in otrageniya,
serg_n1958
serg_n1958
otrageniya

Еще один симпосий или несколько речей о любви... (часть 1)

Серж N написал
изменено 5 августа 2013 года, в 17:35
(^_^)

Доподлинно неизвестно где и когда происходил этот симпосий, может быть в подмосковном Королеве, может быть в славном городе Амстердаме, а может быть в неизвестной глухой деревне. Знающие люди утверждают, что в Афинах. Что касается меня, то я абсолютно уверен в том, что этот разговор мог происходить где угодно и когда угодно, ибо точно знаю, что если соберутся несколько мужиков вместе побеседовать о возвышенном и разумном, то после третьей рюмки все одно сведут разговор на ба…простите… женщин, да даже и не совсем на женщин,…..одним словом, начнут рассуждать о Любви.

И древние Афины, где возможно происходили эти события,  не исключение.  




Одним  солнечным афинским днем, некий Аристодем,  невзрачный, небольшого росточка юноша без определенных занятий, толкался на агоре у огромной  амфоры с пивом, в который раз  безнадежно  ощупывая свой кожаный кошелечек  в котором отродясь не бывало более трех драхм и отчаянно придумывая к кому бы «упасть на хвост». Накануне на этой же самой площади чествовали нового поэта Агафона, молодое вино лилось рекой , угощали всех желающих и результат сегодня чувствительно сказывался – голова у молодого человека раскалывалась вдоль и поперек, в глазах плавала темная  рябь и южное солнце  только усугубляло неприятную  сухость во рту. Отчаявшись, молодой человек  собрался уже было покинуть это соблазнительное местечко как неожиданно столкнулся со своим закадычным товарищем Сократом, которого не сразу и  узнал – тот был  умытый , с прилежно расчесанной бородой и в новеньких сандалиях, которые, как было известно Аристодему,  выдавались философу его ревнивой супругой  Ксантиппой только по особым случаям.

- Что, дружок, похмелье? – язвительно поприветствовал Сократ приятеля, - А я вот к Агафону собрался – сегодня он устраивает междусобойчик  для  друзей,  без «официоза».. Составишь кампанию?

Аристодем с сомнением посмотрел на свои пыльные босые ноги….

-Да ты не парься, - успокоил его приятель, - Агафон свой парень, да и покажем нашей богеме, что «к людям достойным на пир достойный без зова приходит» (афоризм, однако, подумал Сократ, надо бы продать  при случае Платону).

Вошедши  к Агафону , Сократ с товарищем застали всю кампанию в сборе. Наспех поужинав, друзья возлегли и приступили к винам  ( Искусству возлияния древние отдавали особое место на пирах)

- Мужики!, -воскликнул  Павсаний, муж рассудительный и искушенный в попойках  -я вас умоляю, давайте  хоть сегодня  не будем надираться! После вчерашнего никак еще не отойдем...

- Золотые слова!, - поддержал его Эриксимах, - пить с похмелья –та же пьянка. Я вот сейчас добью свою мензурку и больше  ни-ни! (Эриксимах как врач предпочитал чистый  спирт, подкрашивая  его кипрским вином). Так что давайте сегодня безо всяких тостов, просто посидим, поговорим по душам.. Да и флейтисток надо бы отпустить, а ?  - возвысил голос лекарь, строго обведя взглядом товарищей, - Устроим чисто мальчишник.

На том и  порешили.  И немедленно налили по первой.

После минутной паузы, которая следует в подобных случаях, тишину нарушил Федр.

-Вот вы, мужики, говорите  «любовь»…, - сказал Федр осипшим  голосом, прожевывая виноградину, вытирая заслезившиеся глаза  и разливая в опустевшие кубки  по второй – и восхищаетесь великим богом Эротом.. А знаете ли вы почему? А потому что Эрот – самый древний бог, рожденный одновременно с Хаосом и Геей. Об этом говорит и Гесиод , и Акусилай, и Парменид. А коль скоро он древнейший, то и является для нас источником первоначального блага.

- То есть, ты хочешь сказать, что любовь изначальна и  онтологично  присуща  природе человека? – спросил  Сократ, пристально глядя на прекрасного Агафона,  возлежавшего рядом. (Присутствующие с уважением посмотрели на философа – умел он в беседе ввернуть мудреные словечки. ), - то есть любовь появилась прежде всего?

- Конечно! – воодушевился Федр, - Чему нас учит любовь? Стыдиться постыдного и стремиться к прекрасному. Поэтому, нет большего  блага  для юноши, нежели достойный  влюбленный  ибо возлюбленный  в поступках своих стыдится влюбленного гораздо сильнее, чем своих родителей, постороннего гражданина и даже государства. Была бы моя воля, то я набирал бы войско исключительно из влюбленных пар, а если было бы возможно , то и государство устраивал бы по этому принципу. Эрот вдыхает в них и доблесть и отвагу! Одни только любящие готовы умереть друг за друга ( надо признать, что встречаются случаи и женской жертвенности во имя любви, но это, скорее исключение нежели правило) и боги благосклонны к ним и восхищены их деяниями во имя любви.

Итак, я утверждаю, что Эрот – самый древний, самый почтенный и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти.

Присутствующие зааплодировали и поприветствовали оратора поднятыми кубками.

Вторым заговорил рассудительный  Павсаний.

- Так – то оно так…Но будем справедливы ,  господа! По -  моему, достопочтимый Федр несколько лукавит. Ведь он говорит только об одном из Эротов, а ведь их больше. Всем известно, что существует старшая Афродита небесная – рожденная  Ураном  и  младшая , Афродита  пошлая – дочь Дионы и Зевса. А так как нет Эрота без Афродиты, следовательно  и Эротов двое – небесный  и пошлый. И если Эрот небесный побуждает людей любить прекрасно, то Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно, это как раз та любовь, которой любят люди заурядные. А какая у них любовь, вы знаете…Во – первых , они любят женщин не меньше чем юношей, во – вторых, любовь у них более к телу нежели к душе и в – третьих, любят они тех, кто поглупее, дабы легче удовлетворить свою похоть. Можно ли назвать такую любовь прекрасной? То – то и оно…

И если Эрот Афродиты небесной восходит к богине, причастной только к мужскому началу и уж никак не к женскому, то стоит ли удивляться тому, что одержимые этим Эротом обращаются к мужскому полу и отдают предпочтение тому, кто сильней от природы и наделен большим разумом. И заметьте, господа, те, кем движет этот Эрот, любят не малолетних, а тех , у кого уже проявился разум, который обычно появляется с первым пушком. Такой человек никогда не обманет юношу, не воспользуется его неразумием и не переметнется, посмеявшись над ним,  к  другому…

А поклонникам пошлым надо вообще запретить любить малолетних, кто знает в какую сторону они воспитают ребенка? Ведь запрещаем же мы им, насколько это в наших силах, любить свободнорожденных женщин. О, эти пошлые люди! Их порочность дошла до того, что они утверждают, что уступать поклоннику предосудительно!

(В этом месте, Сократ, безучастно внимавший оратору и казалось бы целиком поглощенный выписыванием узоров подушечкой среднего пальца на загорелом плече Агафона, неопределенно хмыкнул.)

Да, да! Предосудительно! Наши «умники» берут пример с варваров, где отдаваться поклоннику считается позорным и мнение это установилось из – за порочности самих придерживающихся его.

А дело, на мой взгляд, не стоит выеденного яйца…Безобразно угождать человеку низкому , но прекрасно – человеку достойному. Низок же пошлый поклонник – он любит тело больше нежели душу, к тому же он непостоянен, поскольку непостоянно тело. А кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верным всю свою жизнь. И если уж упрекать влюбленных в добровольном рабстве, то это единственная разновидность рабства, не являющаяся ни позорной, ни унизительной – это рабство во имя собственного совершенствования.

Таков Эрот богини небесной:  небесный и сам,  он очень ценен и для государства и для отдельного человека, поскольку требует от любящего и от любимого великой заботы о нравственном совершенстве.  Все другие Эроты  принадлежат другой Афродите – пошлой.

Сказав это, Павсаний умолк. Внезапную тишину нарушали только нервный смешок Агафона, которому что – то нашептывал на ухо Сократ и громкая отрывистая икота,  неожиданно овладевшая Аристофаном. Наконец, молчание нарушил Эриксимах.

- Пока Аристофан, которого мы все жаждем сегодня послушать,  выпьет вина и успокоится, хочу и я сказать несколько слов как профессионал. Любезный Павсаний сказал, что Эрот двойствен и это очень верное наблюдение. Но как ученый, я должен заметить, что наука врачеванья без сомнения доказывает нам  следующее : Эрот разлит по всей природе и живет не только в человеческой душе, а повсюду – в телах животных, в растениях, в минералах, во всем сущем, ибо этот великий, всеобъемлющий  бог причастен ко всем делам людей и богов.

Возьмем к примеру врачевание….Двойственный Эрот заключен в самой природе тела. Ведь здоровое и больное тело – суть два разные начала, а как известно, похожее стремится к непохожему и любит его. Следовательно, у здорового начала один Эрот, а у больного – другой. И от меня, как от врача, требуется особое умение установить дружбу между самыми враждебными в теле началами и внушить им взаимную любовь. Ведь врачебная наука – это , по сути, наука о любовных влечениях тела к наполнению и опорожнению, и кто умеет различать среди этих влечений прекрасные и дурные, тот сведущий врач, а кто добивается перемены, замещая в теле одну любовь другой, создавая нужную любовь там, где ее нет, но где она должна быть, и удаляя оттуда ненужную, тот просто знаток своего дела.

Если бы было время, достопочтимые друзья мои, я бы мог доказать вам, что во всех науках, искусствах и умениях царят два Эрота, сливаясь один с другим и образуя стройность, согласие и гармонию в природе. Даже свойства времен года зависят от них обоих, однако  я вижу , что Аристофан более не  икает и рвется нам рассказать что –то , что я упустил в своем повествовании….Я же поднимаю кубок во славу вообще всякого Эрота ибо всякий Эрот обладает неограниченным могуществом и особо за Эрота небесного, ведущего и нас и богов ко благу, здравомыслию и справедливости, приносящему нам величайшее блаженство , позволяя нам дружески общаться между собой и даже с богами, которые совершеннее нас!

Когда Эриксимах окончил речь, присутствующие оживились, видимо  «умеренное» возлияние  начало действовать благотворным образом. Заговорили все разом, пока Аристофан жестом не попросил внимания……..

Продолжение следует......


Tags: !История, serg_n1958, Архив, Вино, Лики любви, Мораль, Мужчина и Женщина, Отражения, По мотивам, Симпосий, Философия, Эротика, Я.ру
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments