id77 (id77) wrote in otrageniya,
id77
id77
otrageniya

Category:

Сексуальные девиации как двигатель "Серебряного века". Часть 6

                                                                                                                            Ты — женщина, ты — книга между книг,
                                                                                                                             Ты — свернутый, запечатленный свиток;
                                                                                                                             В его строках и дум и слов избыток,
                                                                                                                             В его листах безумен каждый миг.

                                                                                                                             Валерий Брюсов

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами серию, кое-кому из Вас которая пришлась по вкусу, а кое-кому и нет.
А сегодня поговорим о самом умном, самом разностороннем и наиболее близком к истинному символизму человеке (все ИМХО) - Валерии Яковлевиче Брюсове. Мы в прошлый раз вскользь упомянули о нем, и сегодня надо остановится на нем чуть-чуть более подробно. Хотя, по сути своей, в рамки нашего повествования он не должен был попасть. Особых девиаций в интимной сфере у него не наблюдалось за исключением одного аспекта, на который я вот обратил внимание. Он этакое сосредоточение, певец зла. Жестокий.
Очень классный и сильный поэт, одну строчку из которого декларируют все подряд, зачастую даже не знаю откуда она, и кто вообще является ее автором. Какая строчка? Первая в этом вот отрывке:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.



Это одно из самых ранних стихов Брюсова - называется «Юному поэту». Будете знать :-))
Будущий поэт родился в 1873 году в купеческой семье. Отец у него был человек веселый, умный, но чрезмерно легкомысленный. После того, как проиграл очень немало денег в тотализатор, дед будущего поэта обошел егов завещании и отдал деньги внукам - Валерию и его брату Александру.

Так что уже с детства средствами к существованию поэт был обеспечен. Другой вопрос - душевное тепло. Отец, благо, что веселый, занимался им мало, и максимум, что дал ему - это любовь к математике и точным наукам. Мать - женщина очень добрая и хозяйственная, почему то запрещала читать сказки. Как впоследствии писал сам Брюсов:«От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать». Понятно, что подобное воспитание сказалось на характере будущей иконе символизма не самым лучших образом - по жизни он был суховат и совсем несентиментален. скажу больше - людей он не любил. Вообще. И с каждым годом все больше, больше и больше. Он любил быть главным, единственным и неповторимым. А вокург него все должны были раболепствовать. Императором должен быть только он. И надо отметить, что у него были на это основания. Все, за что он брался было успешно. Вроде бы уступая в поэтическом мастерстве Сологубу (хотя я не разделаю такую позицию), иконой символизма стал именно Брюсов, а не Сологуб. Чуть ли не единственный из всех деятелей Серебряного века он получил известность не только как поэт и переводчик, или писатель, а как и поэт, и переводчик, и писатель, и драматург, и критик, и журналист,и даже как историк. Практически везде его ждал успех, и громкий. Один только титул народного поэта Армении (за переводы) чего стоит.

Отношения с людьми тоже были своеобразными. Скажем, он часто называл знаменитого поэта Бальмонта братом. Но М. Волошин однажды очень остроумно сказал, что традиция этих братских чувств восходит к глубокой древности: к самому Каину.... В этом Брюсов весь.
Уже упоминаемый нами в предыдущих частях В. Ходасевич вспоминал о странной привычке Валерия Яковлевича здороваться: "У него была примечательная манера подавать руку. Она производила странное действие. Брюсов протягивал человеку руку. Тот протягивал свою. В ту секунду, когда руки должны были соприкоснуться, Брюсов стремительно отдергивал свою назад, собирал пальцы в кулак и кулак прижимал к правому плечу, а сам, чуть-чуть скаля зубы, впивался глазами в повисшую в воздухе руку знакомого. Затем рука Брюсова так же стремительно опускалась и хватала протянутую руку. Пожатие совершалось, но происшедшая заминка, сама по себе мгновенная, вызывала длительное чувство неловкости. Человеку все казалось, что он как-то не вовремя сунулся со своей рукой. Я заметил, что этим странным приемом Брюсов пользовался только на первых порах знакомства и особенно часто применял его, знакомясь с начинающими стихотворцами, с заезжими провинциалами, с новичками в литературе и в литературных кругах".

У меня сложилось стойкое впечатление, что ему было смертельно скучно. Он играл с людьми, смотрел за их реакцией. Словно бронзовый или каменный истукан ему было интересно наблюдать. И ничего доброго в этом наблюдении не было. Он определенно был фигурой демонической и злой. К примеру,в начале 1910-х годов Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу, которую по требованию Брюсова назвали "Люцифер". И это не позерство....
Хотя, повторюсь, прекрасный поэт.
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной,
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный.
Но, встретив Холм Покинутых Святынь,
Она дрожит в тревоге суеверной,
Стоит, глядит, не шелохнет травой,
И прочь идет с поникшей головой


В. Брюсов с женой

Понятно, что такая манера общения была и по отношению к женщинам. Наблюдая за сложными отношениями Петровской и Белого, он привлек бедную полусумасшедшую женщину к себе и специально раздувал у нее страсть к Андрею Белому, заодно деля с ней постель. Кстати, жена Брюсов был уже давно, но это никогда и никак не влияло на его многочисленные связи на стороне. Петровская была одной из самой ярких таких связей. Возникает вопрос - зачем Брюсову это было надо все? Ответ прост - Валерий Яковлевич писал тогда один из самых сильных своих романов - "Огненный ангел" где под именем графа Генриха будет скрываться Андрей Белый, Ренаты — Нина Петровская, а под именем Рупрехта — он сам. Дописав свой роман, Брюсов также начнет отдаляться от Нины, доведенной приступами истерик, алкоголем и морфием до крайнего истощения. В 1911 году он под предлогом лечения выдворит Петровскую из России. Ждал-ждал, что она совершит очередную попытку самоубийства (на этот раз удачную) - но Петровская это не сделала.А значит - перестала быть интересной.

Брюсов и Петровская

Он был очень ярок и страстен в начале своих романов, но затем, когда женщины теряли для него интерес, становился холоден и отчужден (и это самое простое). На самом деле зачастую он внушал мысли более дурного характера. Увы. И как минимум один человек еще попал в его сети и поплатился этим - молодая поэтесса Надя Львова застрелилась. Вот что пишет Ходасевич:" Брюсов систематически приучал ее к мысли о смерти, о самоубийстве. Однажды она показала мне револьвер — подарок Брюсова. Это был тот самый браунинг (опять браунинг и револьвер.. тут какая-то ошибка), из которого восемь лет тому назад Нина стреляла в Андрея Белого. В конце ноября, кажется — 23-го числа, вечером, Львова позвонила по телефону к Брюсову, прося тотчас приехать. Он сказал, что не может, занят. Тогда она позвонила к поэту Вадиму Шершеневичу: «Очень тоскливо, пойдемте в кинематограф». Шершеневич не мог пойти — у него были гости. Часов в 11 она звонила ко мне — меня не было дома. Поздним вечером она застрелилась. Об этом мне сообщили под утро"

Надя Львова.

Валерий Брюсов был одним из немногих поэтов того времени, кто принял и одобрил власть большевиков. И даже здесь добился успехов, став родоначальником «русской литературной Ленинианы». Хотя для общих масс, его отточенный умный символизм был слишком сложен.
Судьба настигла его из прошлого. Общаясь с Петровской он пристрастился к морфию, а затем подсел на героин. По сути, к концу жизни он был очень зависимым наркоманом, хотя остроты его ума это не снижало. Но вот здоровье подкосило. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких, вызванного употреблением героина.

Портрет работы Малютина

Вот такой вот человек....
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: id77, Искусство, Литература
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments