Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote in otrageniya,
Камышовая Мышь
ka_mysh
otrageniya

Categories:

Окаёмовы дни

Этот пост был размещен в моем журнале несколько лет назад (если точно, в 2013 году). Но если сообщество не против, мне хочется повторить его здесь и сейчас - в память о Владимире Абрамовиче Этуше.


Несмотря на мерзкую погоду, запланированный культпоход все же состоялся, и я в очередной раз побывала в Театре Вахтангова.

На сей раз спектакль был особенный. Точнее, особенное - повод для создания спектакля. Его премьера состоялась в мае этого года, в месяце, когда одному из самых знаменитых - и лучших - актеров Вахтанговского театра, Владимиру Этушу, исполнилось 90 лет. Спектакль сделали специально к юбилею, и сам Этуш выбрал пьесу.
Пьеса - "Машенька" А.Афиногенова. Спектакль сделан по мотивам пьесы и называется "Окаёмовы дни", от фамилии главного героя.

Мне в этом названии увиделась аллюзия на булгаковские "Дни Турбиных". И не только в названии. Столичный город. Старинный род, семья с давними культурными традициями, верхний слой интеллигенции. Не совсем семья, то, что осталось от нее: давно уже нет "светлой королевы". Зато остался "король", престарелый академик, весь в себе, в своей науке, да старая домработница, да давний друг семьи, почти сын - друг умершего сына. И в этот устоявшийся, закрытый мирок вторгается незнакомое, непривычное существо - молоденькая девушка, внучка академика, дочь его сына. Так же, как вторгается к Турбиным Лариосик. И так же, как он, она поначалу кажется нелепой и неудобной, а потом оказывается - человек-то свой и очень даже нужный. Более того, именно в ней, в Машеньке, спрятана главная пружина действия.

Главная пружина - да. Но главное действующее лицо все же не она. В центре внимания - фигура академика Окаёмова, его личность. Именно от него не отрываешь глаз, пока он на сцене.
Честно говоря, не знаю, так ли бы оно было, если бы Окаёмова играл какой-либо другой актер, не Этуш. Да простят все остальные исполнители, но для меня они в спектакле выполняли роль "поддержки", как в балете. Двигались и подавали нужные реплики. Сомневаюсь, что именно так и было задумано постановщиком. Просто - перепад уровней мастерства и таланта.

Так получилось, что до сегодняшнего дня я не видела Владимира Этуша в театральных ролях, только в фильмах. Любила его, конечно, а кто его не любит. Но театр дело особое, и я слегка побаивалась. Потому что уже имела разочарования. Так вот, счастлива доложить, что о разочаровании говорить не приходится. Великий артист в свои 90 снова очаровал меня в первые же минуты. Ни малейшего наигрыша, никакой подчеркнутой "театральности", этой ненатуральной, утрированной четкости произнесения. Естественность и простота. Негромкий голос. Точность в каждой интонации. Свободные движения. Мудрость и юмор. Ладно, пусть последнее - от роли. Но невозможно не верить, что это и его, его собственное.

Финал спектакля опять возвращает мысли к "Дням Турбиных". Семья, город, страна стоят на пороге великих и грозных событий, грядут огромные перемены, и никто не знает, что кому суждено. Чем кончаются "Дни Турбиных", мы давно знаем. Спектакль "Окаёмовские дни" кончается встречей Нового года. 1941-го.

Когда спектакль закончился и зал стоя аплодировал, а актеры стояли на сцене, и мы всё никак не могли перестать хлопать, и не разгонять же, вдруг стало понятно, что Этуш хочет что-то сказать. Все затихли. И он сказал: "Наверное, пора уже расходиться?" - и мягко так улыбнулся...
Tags: !Культура, ka_mysh, Настроение, Персона, Театр
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments