Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote in otrageniya,
Камышовая Мышь
ka_mysh
otrageniya

Categories:

Окаёмовы дни

Этот пост был размещен в моем журнале несколько лет назад (если точно, в 2013 году). Но если сообщество не против, мне хочется повторить его здесь и сейчас - в память о Владимире Абрамовиче Этуше.


Несмотря на мерзкую погоду, запланированный культпоход все же состоялся, и я в очередной раз побывала в Театре Вахтангова.

На сей раз спектакль был особенный. Точнее, особенное - повод для создания спектакля. Его премьера состоялась в мае этого года, в месяце, когда одному из самых знаменитых - и лучших - актеров Вахтанговского театра, Владимиру Этушу, исполнилось 90 лет. Спектакль сделали специально к юбилею, и сам Этуш выбрал пьесу.
Пьеса - "Машенька" А.Афиногенова. Спектакль сделан по мотивам пьесы и называется "Окаёмовы дни", от фамилии главного героя.

Мне в этом названии увиделась аллюзия на булгаковские "Дни Турбиных". И не только в названии. Столичный город. Старинный род, семья с давними культурными традициями, верхний слой интеллигенции. Не совсем семья, то, что осталось от нее: давно уже нет "светлой королевы". Зато остался "король", престарелый академик, весь в себе, в своей науке, да старая домработница, да давний друг семьи, почти сын - друг умершего сына. И в этот устоявшийся, закрытый мирок вторгается незнакомое, непривычное существо - молоденькая девушка, внучка академика, дочь его сына. Так же, как вторгается к Турбиным Лариосик. И так же, как он, она поначалу кажется нелепой и неудобной, а потом оказывается - человек-то свой и очень даже нужный. Более того, именно в ней, в Машеньке, спрятана главная пружина действия.

Главная пружина - да. Но главное действующее лицо все же не она. В центре внимания - фигура академика Окаёмова, его личность. Именно от него не отрываешь глаз, пока он на сцене.
Честно говоря, не знаю, так ли бы оно было, если бы Окаёмова играл какой-либо другой актер, не Этуш. Да простят все остальные исполнители, но для меня они в спектакле выполняли роль "поддержки", как в балете. Двигались и подавали нужные реплики. Сомневаюсь, что именно так и было задумано постановщиком. Просто - перепад уровней мастерства и таланта.

Так получилось, что до сегодняшнего дня я не видела Владимира Этуша в театральных ролях, только в фильмах. Любила его, конечно, а кто его не любит. Но театр дело особое, и я слегка побаивалась. Потому что уже имела разочарования. Так вот, счастлива доложить, что о разочаровании говорить не приходится. Великий артист в свои 90 снова очаровал меня в первые же минуты. Ни малейшего наигрыша, никакой подчеркнутой "театральности", этой ненатуральной, утрированной четкости произнесения. Естественность и простота. Негромкий голос. Точность в каждой интонации. Свободные движения. Мудрость и юмор. Ладно, пусть последнее - от роли. Но невозможно не верить, что это и его, его собственное.

Финал спектакля опять возвращает мысли к "Дням Турбиных". Семья, город, страна стоят на пороге великих и грозных событий, грядут огромные перемены, и никто не знает, что кому суждено. Чем кончаются "Дни Турбиных", мы давно знаем. Спектакль "Окаёмовские дни" кончается встречей Нового года. 1941-го.

Когда спектакль закончился и зал стоя аплодировал, а актеры стояли на сцене, и мы всё никак не могли перестать хлопать, и не разгонять же, вдруг стало понятно, что Этуш хочет что-то сказать. Все затихли. И он сказал: "Наверное, пора уже расходиться?" - и мягко так улыбнулся...
Tags: !Культура, ka_mysh, Настроение, Персона, Театр
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments