georgith55 (georgith55) wrote in otrageniya,
georgith55
georgith55
otrageniya

69 параллель. Ан -24, полёт нормальный

 "Молодость  хороша   уже  тем,   что  оставляет   воспоминания".    Не  ищите   автора   этого   афоризма   в   Гугле,   поисковики  здесь  бессильны,   автор  сейчас   сидит   перед   монитором  дешёвого   устаревшего   компа   и   пишет   гусиным    пером     в   свиток   из   бересты    свои  воспоминания.       Итак,  окунаюсь   в   прошлое,    которого   было    так   много   и   которое    булькнуло,   как   глоток   водки    в   пищеводе,   и  осталось   только   свербление    в  носу   и     сожаление   об   упущенных   бульках.


 На  первую    производственную  практику   я   выбил  себе   направление    в  Заполярный   Норильск.     На   удивление   это  окзалось   несложным,  на,    примерно,  30   человек   из   группы   было  пять  путёвок   в  тундру,     к    белым   медведям,   песцам,  оленям,   каюрам   и    собачьим   упряжкам,   унтам   и  малицам,   прелестным   якуткам,   спирту,   тушёнке  и  икре.    Да,  да,    в  те  времена   тушёнка   считалась  почти  таким  же   экзотическим   продуктом,    как   спирт   закусываемый   икрой.   В  общем   кое-как   записались   5   человек,    а    я    ожидал  козней  и  интриг,     конкурса   по      среднему   баллу    и   собеседованию   в  деканате.     Ничего  этого  не  было,   большинство   студентов   предпочло   пройти  практику   вблизи  от  родителей,    под   родным   кровом   и    рядом   со   скворчащей   сковородкой.      Я    искренне    не   понимал   этих   маменьких   сынков,  лишающих   себя  такого  романтического   и   интересного   путешествия,  за   государственный   счёт,  да  ещё   с   надеждой     заработать   какие - то  деньги  на   Северных    коэффициентах.   Но  люди   все    разные,   хотя   бы   такой   факт;   одного   из   нашей   пятёрки    родители   согласились   отпустить   только   после   моих   личных   гарантий     безопасности   их   чада,   я  был   у  них   в   авторитете.   Забегая   вперёд,   скажу,    что   я   оправдал   надежды.      У  меня   самого    сомнений   не  было,   "...беспокойство     и  охота   к   перемене   мест"    преследовали   меня   всю   жизнь,   хотя   и   редко   воплощались.
 Нам  предстоял  далёкий   путь  поездом    до  Красноярска,   с  пересадкой   в   Челябинске,   а   потом   самолётом  до  Норильска,  до  которого    и   сейчас   рельсы   не   проложили.  Есть  ещё  путь   по   Енисею,   и  тогда   ходили   два   челночных   рейса   теплоходиками,   вот  помнится:    "Александр   Суворов"   и   "Александр   Матросов",   могу   и  ошибиться.   Но   по  воде   я   мечтал   сделать   обратный   путь,   а   пока   освоить   небо   Заполярья.     А  до  того,  как  отправиться   в  путь,  мы  оформили   в  городском   УВД   разрешение  на    въезд   в   закрытый  город,    закрытый -   как   и   весь   Север,    и   как    половина   всего   СССР.
Не  буду   долго   рассказывать,   как    ехали  поездом,    скажу   только,   что    с   тех   пор,     когда   встречаются   в    вагоне   пьющие   и  шумящие   компании,   я  отношусь   к   ним   с  терпением   и   пониманием.   По   нынешним   строгим   временам   мы  бы   до   Красноярска   не  доехали,  - высадили  бы   раньше.   Вагон   был  купейный,   знай   студентов,   а   поезд    №1   Москва - Владивосток,  впрочем  -  опаздывал   как  и  все   и   грязный   был  такой   же.    В  вагоне   познакомились   с   попутчиком,    возвращающимся   в   Норильск   из   отпуска,   но  он   почему   то  упорно   отказывался    рассказывать   про  белых   медведей,   оленьи   упряжки   и    связки   песцовых   шкурок.   Вот  совсем   не   помню   про  билеты   на   самолёт,   брали   мы  их   ещё  дома,   что   маловероятно,  была  ли  тогда   такая   услуга,   или   уже   в   Красноярском   аэропорту,  но  точно  -  не  по  интернету.    Какой   интеренет,  тогда   "кубика   Рубика"   ещё   не  было.      Так   или   иначе   билеты   у  нас   оказались   без   каких   либо   запоминающихся   проблемм,    оставалось   только   взлететь.   Не    тут- то    было.
 Аэропорт    Алыкель   отказывался     принимать    по    метеоусловиям.    Мы  два   или  три  дня   провели  в  ожидании,  толкаясь   по  аэровокзалу   и  его    окрестностям.   Аэропорт   Красноярска   тогда   представлялся  двумя   зданиями;   главным,   традиционным,   с  цоколем,   шпилем   и   крыльями   с  колоннами;   и  современным   -  из  стекла,   кассовым   залом.  Ровно   через   25  лет   я  снова   побывал   на  этом  месте,    здания   стояли,    в   них   был   автовокзал,   на   взлётном   поле    шумел  огромный   рынок,  и  всё   вместе   это   называлось  "Взлётка".    Аэропорт   был  перенёсён   в  другое   место,   но  тогда   по   нему     тоже   никто    не   летал  (2000  год)  только    вороны   и  китайцы    с   японцами.     Что  такое    провести    на   ногах   2-3  дня,   когда  тебе  20  лет,   рядом  товарищи   и   в   кармане   немного   денег,    да   как  два   пальца....   Тогда   я   чуть   не   стал   жертвой    мошенника,  работающего    безхитростно   и    наивно,  без   всякого   творческого    и   психологического   подхода.   Подошёл    потёртый   и   помятый   парень    и  после  короткого   разговора,  "узнав",   что  я  лечу   в   Норильск,    ужасно  обрадовался   и  стал    хлопать  меня   по  плечу,    называть     братаном    и    земелей.   Он  объяснил,   что  возвращается   из    отпуска,   из   Сочи,  весь  пропился   и  прогулялся   (как   у   Высоцкого,    про  речку   Вачу)   и  нет  денег   даже   на  билет,  и  если   я  его  выручу,   то  в  Норильске   он   отдаст   мне   в   три    раза   больше,   а  ещё   напоит   и   накормит   и  с  девками   познакомит.      Последнее   меня   окончательно  сразило,   и  я  уже  готов  был   полезть   в  карман,  но  тут   вмешался   наш   попутчик   с  поезда,   мы  с  ним  так   и  не  расставались    и  следовали   его  инструкциям.    Он  грубо   оттолкнул    несчастного   курортника,   а  мне  сказал   не  развешивать   сопли.   Я,  конечно,    поблагодарил,   но   долго   оставалось   неприятное   чувство    "неоказания   помощи   попавшему     в  сложную   жизненную    ситуацию".   И  не  факт,   что  это  был   настоящий   мошенник,   потом  я  не   раз  встречался   с  такими   людьми   и   случаями,  подтверждёнными   дальнейшими   событиями.
 Был  июнь,   погода   прекрасная,   и   мы,  заручившись    обещаниями    дежурного,  что  в  ближайшее   время    рейс    не   улетит   проводили   его   в   своё   удовольствие.    Уезжали  в  город,   бродили   по  набережной,   любовались    на  Енисей  и   новый  мост,  скатались  на   экскурсию   в  Дивногорск,  с  посещением   Красноярской   ГЭС.   Вечером,   когда   солнце   катилось   к  закату   и  лёгкие  облака   окрашивались   в   розовый   цвет    перьев   фламинго,  ОЙ!,   куда   это  меня  понесло,  брали  некоторое  количество   водки,   хлеб,   свежие  лук   и  редиску,  и  уходили     на   соседний   пустырь,  заросший   кустами,   там   и   ночевали.     С  предусмотрительностью    опытных  путешественников    оставляли   одного   трезвого   часового,  контролировавшего   метеоусловия   в   аэропорту    Алыкель    города   Норильска.     Но  всё   когда-нибудь   кончается,   даже   нелётная   погода   на   Крайнем   Севере.   Тогда   нам   пришлось  почистиь   зубы,   умыть    лица,   отряхнуться   от  пыли   и   рассесться    в   салоне   самолёта,  согласно   купленным   билетам.
Наконец - то  я  подлетаю   непосредственно   к  перелёту.    Самолёт  был  Ан-24,  наверное   самый  распространённый     и  надёжный   в    тогдашнем    СССРе.    Правда,   совсем  недавно,   прочитал   про  крушение  такого    борта   в  1973  году   под   Пермью,   до  сих   пор  не  расследованного   и  загадочного.   Но  мне  этот  ероплан   не  нравился   никогда.     В  детстве   я  летал   с  мамой,     тоже   в   Сочи,   там  жила   мамина   школьная   подруга,   а   ещё     было  море   и  пальмы.  Так   вот,   тогда  тоже  был    Ан-24  и  у  меня  страшно  болел  глаз,   не  помню - правый   или  левый,  и  на  обратном    полёте  -  тоже.     На  Иле   и   Ту   не  болел,   а   как  Ан - то  я  просто  боялся,  но  в  этот  раз   обошлось;   в  северном   небе   ничего  у  меня   не  болело.    Но  самолёт   мне   всё-равно   не  нравился,  какой - то    он    тесный,  хоть   и  пузатый,  с  низко  нависшим   потолком,  неудобными  креслами   и  натужным   рёвом   двигателей.     Хорошо  только,   что  конструктор  Антонов   догадался    разместить     крылья    вверху   фезюляжа,  что  бы  было   удобнее    разглядывать    Землю,  этим   и  исчерпываются   все   положительные   характеристики   самолёта   Ан-24.    Но  так  или  иначе  -  летим,     под  нами     "зелёное  море  тайги"   и  плетёт   свои    немыслимые   петли    Енисей,  мы  далеко   не  удаляемся   от   него,   что  бы  не  заблудиться,   к  тому  же,  нас  ждёт  запланированная   посадка     в  Подкаменной   Тунгуске.   Какой   музыкой   звучали  такие   названия   тогда;   если    не    быть    очень    педантом,   то    где-то   здесь   Прохор   Громов     искал   свою   Сенильгу,   или  Синельгу   и  замерзал   в  сугробе   вместе   с   Ибрагимом-Оглы.   Для  нынешнего     интернет-поколения   подскажу,    это  из   "Угрюм - реки"    писателя   Вячеслава   Шишкова.
Садимся   в   Подкаменной   Тунгуске,  прямо  на  берегу   Енисея.   Здесь  ни  Тунгуски   никакого   селения   нет,   и  где   они  - я  не  знаю.   Здесь  я   впервые   увидел   взлётно-посадочную    полосу  (ВПП)   вымощенную   металлическим   профилем,  потом   видел  такие   полосы  не  раз.   Очень  интересно  наблюдать   через   иллюминатор    при   посадке,  как   выгибаются   и     подпрыгивают   такие   профили,  однако,  ничего  лучше     этого   "элластичного    бетона"   на  то  время    для   мерзлоты   не   придумали.   Оказалось,  что  сидеть  нам  здесь   придётся   гораздо  дольше,  чем  рассчитывали  -   Алыкель  опять   не  принимает.  Но  был   буфет   и  в  нём  коньяк  (водку   не  продавали),  мы  взяли  две   бутылки   и,   предупредив   попутчиков,   пошли  на  берег   Великой   Сибирской   реки,  который   с  нашей    стороны   был   высок   и  крут,   а  с  противоположной - пологий   и  заросший  тайгой.    Внизу   сновали  лодки  с  рыбаками,  мы  им  кричали   и  махали   руками.    Здесь  же   мы  и  остались   ночевать,  потому   как    аэропорт    был   щелястым  сараем,  в  котором   места   хватило   только   "для   пассажиров   с  детьми   и  инвалидам".    Я  так   помню,   и  прошу  извинить,   если  память    перепутала   некоторые   события   и  вокзалы   с  причалами.
  Но  вот  мы  снова  летим,   и  даже   толстое   стекло   иллюминатора    не  способно  скрыть    ведьминого    шабаша,    творящегося   за  бортом.   Там  сплошное   месиво    дождя,   снега   и   тумана.   Пропеллеры   с  трудом   и  пробуксовкой     прокручиваются   в    этой  слякоти,     и  если  например   левый   пропеллер   буксует,   а   правый   всё   же   вгрызается    в    туман,  то  самолёт    резко   бросает   влево   и  он  начинает   заваливаться  на   левое  крыло.  И  так  же  наоборот.  А  если   пробуксуют   оба    винта,  то    мы   проваливаемся    и  летим   вниз,  пока   не  поймаем    какую-то  опору   в  воздухе.     Такая   болтанка   продолжается   неимоверно   долго,  но  все   ведут   себя   мужественно  и  никто  никого   не   обрыгал.   Наконец   самолёт  стал  падать   вниз   что-то  очень  долго   и  наконец   затрясся - запрыгал   по   долгожданной   земле.  Ну  наконец - то!   Прилетели!
Бортпроводница   с  измученным   лицом   и  радостным  голосом  сообщает,   что   "Наш   самолёт    совершил   посадку   в   аэропорту  .....Белокаменная   Игарка".    Алыкель  опять  не  принимает   и  просьба   всем   пройти  в  здание   аэропорта  и  там  ждать   дальнейших   указаний   и  новостей.    На  улице    белесая   северная   ночь     конца   июня,  с  дождём   и   ветром,   и   с   тусклыми  огоньками  где - то  вдали.    В    зданиии  вокзала   так  же  холодно,  как  и  на   улице,  и  даже  туман   такой-же,  от  дыхания.    А  мы  одеты   по-летнему,    по  Красноярски,   наши  куртки  остались   в  багаже,   а  багаж   в  самолёте,  а  самолёт  закрыт  на  замок,   а  ключи  у  экипажа.    Безнадёжность    ситуации   заставляет    искать   пути   к  спасению,   в  таком   виде   нам   ночь   всё  равно   не   пережить,     необходимо   найти   наш  экипаж  и  достать  одежду.  Находим   их  довольно  легко,  в  комнате  отдыха   лётного  состава,   там  тепло  и  уютно,  стоят  бытылки   и  льётся    музыка.  Мужественные   пилоты   сидят  в  расстёгнутых   кителях   или   рубахах,  наша  бортпроводница    почему -то   сидит   на  коленях   у  одного  из   пилотов,  хотя   рядом   есть   свободные   стулья.   Мы  излагаем   просьбу,   но  она   не  находит   отклика   в   огрубелых   сердцах,  один   из  пилотов   отказывает   нам    ссылаясь   на   инструкцию,  а  другой   пытается   выбраться   из  кресла    с   угрожающим   видом,  забыв,   что   на   коленях    сидит   член   его   экипажа.     Мы  продолжаем  настаивать   и    дело    идёт  к  скандалу,  но  всё    исправляет   женщина,   даже   если   она   стюардесса,   она    потрепала   командира  по  щеке,   забрала   у  него   ключ,   накинула   на  себя   одежду  и  бесстрашно    пошла   с  нами   в   пургу.     А  поле  уже   было   белое  от  снега   и  стало  ещё   светлее.    Трясясь    и  стуча  зубами    мы  добежали   да   самолёта,  нашли  в   багажном   отделении    свои   сумки,  достали   куртки   и    всё   что   можно   одеть   под   них.   Излишне   упоминать,   что    всё  это   проделали  вместе   с   нами    и     другие   пассажиры   рейса.     Но  тепла   от  новых   тряпок    хватило   ненадолго,  скоро    они   остыли   и    перестали   греть.   Надо  было  опять   включать   смекалку.
  И  снова    выручил   наш   попутчик    по      железной   дороге,     его  звали   Коля    и    в  бескрайней    тундре    он    знал    всё.    Мы   пошли   в   сером  тумане   среди   каких - то  нескончаемых    заборов,   по  деревянным   тротуарам   прогибающимся     в   воду  по   щиколотки.   Да  и  если  по  колени - всё  равно  мы  были  давно   мокрые   и  выше.  Так     мы   пришли    в  магазин,   или   круглосуточный,   или   уже   наступил   полярный   рабочий   день.    Обрадованная   продавщица,   увидев   наше    безвыходное    состояние,     с   удовольствием    избавилась    от  нескольких   ящиков   неходового   товара,  огромных   бутылок - огнетушителей    с  тягучим   вермутом.  Такие   бутылки   не   применялись   даже   для   "коктейлей   Молотова"  потому,   что   не   разбивались   о  броню   танка,   но   проломить  эту  броню   были  вполне  способны.    Опорожнив  две  бутылки   прямо  на   прилавке,  согрелись,  и  перегрузив   остальные   в  несколько   сумок,  бодро  затопали   по  скользким  доскам   обратно.    Моё   повествование    всё  больше   напоминает   поэму   "Москва-Петушки"    Венедикта   Ерофеева,  но  из   правды   глотка    не  выкинешь,  да  и  вермут  -  это  не  плодововыгодное   и  не  муравьиный   спирт.    Мы  не   боялись,    что  самолёт   улетит   без   нас,    в    неподъёмных    сумках   мы    несли    заказы     от   всех  пассажиров,  включая     женщин   и   инвалидов   и  исключая   детей.    Они  бы  просто  выстроились    живым   щитом   и  не  дали   нас     бросить.
  И  здесь   у  меня   наступает   провал   памяти,   которая   вернулась   ко  мне    уже    в  общежитии   посёлка    Талнах.  Нет,   я  не  напился  до  беспамятства,  Боже  Сохрани,  просто  усталость   взяла    своё   и  всё  остальное  происходило   в   равнодушной  и    осмысленной   прострации.   Я  не  запомнил  перелёт    из  Игарки  в   Алыкель,   пограничную   проверку,  электричку (на  тепловозе)  до   Норильска,  оформление  и    направление,    дорогу    автобусом   до   Талнаха,    заселение    и  потом  сразу   стол   с  тушёнкой,   консервами   и  бутылками.   Но  про  это  другие     истории.
Tags: georgith55, Авторский текст, Приключения, Пропавший Boeing
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments