Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Category:

Загадка человеческого слуха



Человек - самое совершенное существо во Вселенной из тех, о ком науке достоверно известно. Для него практически нет невозможного: он может нарисовать Джоконду и полететь на Луну, научиться редактировать свой собственный геном и работать всю жизнь дворником, человек может создать искусственный интеллект и прийти к мнению, что всё в жизни просто и не надо усложнять.
Слух - одна из фантастических и труднообъяснимых способностей этого совершенного создания. Подробности ниже:

- Тролл-лол-о, вечно ты выдумываешь! Нет у нашей дочки слуха, проверяли. Учитель музыки сказал, что она безнадежна, ничего ты тут не сделаешь!
- Раз не сделаю - значит, и риска никакого нет. Просто посиди рядом с нами 15 минут и посмотри, только не мешай, а мы попробуем его поискать. Время пошло!

Мы сидим на лавочке и общаемся, родители сидят на соседней и наблюдают. Девочка вовсе не производит впечатления бесталанной: напротив, она всем интересуется, она задает вопросы, и при этом она уже боится петь.

- Диана, признавайся: родители тебе говорили что-то вроде "Не пой, у тебя слуха нет!"?
- Да...

Ну понятно. Практически все люди, которые не могут петь, слышали подобное от близких. Но это не приговор, попробуем...

- А я вот тебе говорю, что у тебя слух есть и ты можешь здорово петь! Веришь?
- Не очень...
- Давай докажу.
- Ну давай...

Мы хлопаем в ладошки разные ритмы. Сразу же замечаю и ещё один классический симптом: Диана плохо повторяет ритм, это характерно для всех, у кого проблемы с музыкальным слухом. Но это быстро правится: несколько совсем простых ритмов, пара посложнее и ещё один ещё сложнее. Девчонка втянулась, и вдруг ритмы стали получаться. Теперь должно стать легче.

- Давай попробуем так: я пою нотку - а ты её повтори. Ага?

Поём. Первая попытка - в молоко.

- Диана, а повтори теперь эту нотку. Сможешь?

Диана пробует - и вдруг получается! Это уже немало.

- Теперь спой эту нотку ещё раз, и я спою её вместе с тобой. Поехали!

Поём. И вдруг Диана понимает, что я её обманул: это уже не нотка, а песня - просто она состоит из одной ноты. Но эту песню мы можем спеть, у нас всё получается! На лице - непередаваемая игра эмоций и улыбка, от которой хочется танцевать. Диана поверила, осталось закрепить. Закрепляем, поём ещё несколько таких песен из одной ноты, с каждым разом это становится всё проще. У нас остается пара минут, родители ждут...

- Диана, давай учить слова: "Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес!". Запомнила? Повтори!

Диана повторяет. И финальный аккорд:

- А теперь запоминай, как это должно звучать!

Пою.

- Поняла? Попробуем вместе!

Пробуем, и вдруг Диана поёт чисто вместе со мной. У мамы на скамейке рядом падает челюсть, папа сохраняет видимость спокойствия и ищет подвох.
Я встаю и картинно раскланиваюсь, говорю:

- Вы сами всё видели, есть у вашей дочки слух. Только, чтобы это закрепить, ей теперь нужно немного помочь: музыку ей ставить каждый день - я скажу, какую. Хвалить почаще - она будет ошибаться периодически, но фраза "Не пой, у тебя нет слуха!" больше никогда не должна звучать в вашем доме. И отдайте её в подготовительный класс музыкальной школы, теперь её возьмут без проблем - ну или я готов позаниматься с ней ещё, и тогда её возьмут не в подготовительный класс, а сразу во второй. Хотите?

Родители переглянулись, и я всё понял. Не будет у них Диана петь, и ничего я с этим не сделаю. Я могу научить петь ребенка, но не могу заставить родителей признать своего ребенка талантливым. Впрочем, у Дианы теперь всё равно есть шанс - может быть, она им и воспользуется однажды.

Человеческий слух - это фантастика. На взгляд обывателя, нет там ничего сложного: ну, есть звуки, ну, кто-то их различает, кто-то - нет... Всё просто. Но всё вовсе не просто! Вот пример:

Нота "ля" первой октавы - это звуковая волна частотой в 440 герц. 1 герц = 1 колебание в секунду, и, следовательно, 440 герц - это 440 колебаний в секунду. Человеческий слуховой аппарат воспринимает эти колебания с высочайшей точностью, а мозг с такой же точностью мгновенно просчитывает. Представьте: сила этих колебаний может быть минимальной, а сам звук длиться 0,1 секунды и даже меньше - но мозг способен обработать это в реальном времени и так же мгновенно подготовить к звукоизвлечению голосовой аппарат. Сложно? Пока ещё нет:

Нота "ля" второй октавы - это уже 880 герц, а третьей - 1760. 1760 колебаний в секунду, представьте. Сознанием это воспринять невозможно, но большая часть процессов в человеческом мозгу происходит на подсознательном уровне. При совсем небольшой тренировке человек будет в состоянии точно услышать все ноты, если одновременно сыграть на фортепиано ноты "ля" сразу в первой, второй и третьей октаве. И между ними ещё несколько нот. Представьте, какова должна быть производительность для точной обработки таких данных - но для мозга это далеко не предел.
Если вы обратили внимание, когда мы занимались с Дианой - мы хлопали в ладошки разные ритмы. Это не просто так: дело в том, что человеческий слух жестко связан с чувством ритма, а точный ритм для человека жизненно необходим. Сердце должно биться в строго определенном собственном ритме, дыханию нужен свой ритм, а в мозгу этих ритмов миллионы - и все должны работать точно.
Восприятие и воспроизведение звука - это тоже ритм, и чем человек более ритмичен сам - тем выше возможности его слуха. Именно для этого и нужно хлопать в ладошки: тело начинает работать ритмично, и каким-то образом это помогает мозгу точно воспринимать звук от слухового аппарата и давать команду на воспроизведение аппарату голосовому. Точнее это объяснить сложно: дело в том, что мы до сих пор очень мало знаем про мозг. Известно, что он по возможностям превосходит любой суперкомпьютер; известно, что он способен хранить практически неограниченные объемы информации; его многозадачность находится далеко за гранью нашего понимания. Мы примерно знаем его карту, где расположены какие его центры и за что эти центры отвечают, как выглядит на энцефалограмме их включение и выключение, и так далее. По сути, мы понимаем мозг на уровне обычного пользователя компьютера, который знает про материнку, процессор, память и кулер, но что заставляет всё это работать вместе и на каком языке они между собой общаются, пользователь не знает; а уж как устроена Виндоуз - для него и вовсе за семью печатями.
Мозг же прекрасно понимает наш язык и внимательно нас слушает. Если сказать ему "У тебя есть слух!" - он поверит и задействует все необходимые для этого функции. Если же сказать "У тебя нет слуха, не пой" - он эти функции отключит до минимального уровня. Человек будет воспринимать звуки и приблизительно определять, какой выше, какой ниже - но высокой точности там не будет: зачем тратить ресурсы на то, что не используется?
По сути, искусство учителя в том и заключается, чтобы убедить мозг включить всё нужное. Этот процесс, бывает, занимает годы: но иногда достаточно и 15 минут, как в случае с Дианой.

Я иду к остановке и продолжаю удивляться: да, я знал, что всё получится. Но что именно произошло в её голове, какие именно процессы включились? Загадка. Я наблюдал всего лишь их проявления - впрочем, как и Диана: ведь наш мозг не считает нужным отчитываться нам о своей работе.

Пост написан по заказу moralg
Tags: troll_lol_o, Загадки мироздания
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments