Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Category:

Загадка человеческого слуха



Человек - самое совершенное существо во Вселенной из тех, о ком науке достоверно известно. Для него практически нет невозможного: он может нарисовать Джоконду и полететь на Луну, научиться редактировать свой собственный геном и работать всю жизнь дворником, человек может создать искусственный интеллект и прийти к мнению, что всё в жизни просто и не надо усложнять.
Слух - одна из фантастических и труднообъяснимых способностей этого совершенного создания. Подробности ниже:

- Тролл-лол-о, вечно ты выдумываешь! Нет у нашей дочки слуха, проверяли. Учитель музыки сказал, что она безнадежна, ничего ты тут не сделаешь!
- Раз не сделаю - значит, и риска никакого нет. Просто посиди рядом с нами 15 минут и посмотри, только не мешай, а мы попробуем его поискать. Время пошло!

Мы сидим на лавочке и общаемся, родители сидят на соседней и наблюдают. Девочка вовсе не производит впечатления бесталанной: напротив, она всем интересуется, она задает вопросы, и при этом она уже боится петь.

- Диана, признавайся: родители тебе говорили что-то вроде "Не пой, у тебя слуха нет!"?
- Да...

Ну понятно. Практически все люди, которые не могут петь, слышали подобное от близких. Но это не приговор, попробуем...

- А я вот тебе говорю, что у тебя слух есть и ты можешь здорово петь! Веришь?
- Не очень...
- Давай докажу.
- Ну давай...

Мы хлопаем в ладошки разные ритмы. Сразу же замечаю и ещё один классический симптом: Диана плохо повторяет ритм, это характерно для всех, у кого проблемы с музыкальным слухом. Но это быстро правится: несколько совсем простых ритмов, пара посложнее и ещё один ещё сложнее. Девчонка втянулась, и вдруг ритмы стали получаться. Теперь должно стать легче.

- Давай попробуем так: я пою нотку - а ты её повтори. Ага?

Поём. Первая попытка - в молоко.

- Диана, а повтори теперь эту нотку. Сможешь?

Диана пробует - и вдруг получается! Это уже немало.

- Теперь спой эту нотку ещё раз, и я спою её вместе с тобой. Поехали!

Поём. И вдруг Диана понимает, что я её обманул: это уже не нотка, а песня - просто она состоит из одной ноты. Но эту песню мы можем спеть, у нас всё получается! На лице - непередаваемая игра эмоций и улыбка, от которой хочется танцевать. Диана поверила, осталось закрепить. Закрепляем, поём ещё несколько таких песен из одной ноты, с каждым разом это становится всё проще. У нас остается пара минут, родители ждут...

- Диана, давай учить слова: "Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес!". Запомнила? Повтори!

Диана повторяет. И финальный аккорд:

- А теперь запоминай, как это должно звучать!

Пою.

- Поняла? Попробуем вместе!

Пробуем, и вдруг Диана поёт чисто вместе со мной. У мамы на скамейке рядом падает челюсть, папа сохраняет видимость спокойствия и ищет подвох.
Я встаю и картинно раскланиваюсь, говорю:

- Вы сами всё видели, есть у вашей дочки слух. Только, чтобы это закрепить, ей теперь нужно немного помочь: музыку ей ставить каждый день - я скажу, какую. Хвалить почаще - она будет ошибаться периодически, но фраза "Не пой, у тебя нет слуха!" больше никогда не должна звучать в вашем доме. И отдайте её в подготовительный класс музыкальной школы, теперь её возьмут без проблем - ну или я готов позаниматься с ней ещё, и тогда её возьмут не в подготовительный класс, а сразу во второй. Хотите?

Родители переглянулись, и я всё понял. Не будет у них Диана петь, и ничего я с этим не сделаю. Я могу научить петь ребенка, но не могу заставить родителей признать своего ребенка талантливым. Впрочем, у Дианы теперь всё равно есть шанс - может быть, она им и воспользуется однажды.

Человеческий слух - это фантастика. На взгляд обывателя, нет там ничего сложного: ну, есть звуки, ну, кто-то их различает, кто-то - нет... Всё просто. Но всё вовсе не просто! Вот пример:

Нота "ля" первой октавы - это звуковая волна частотой в 440 герц. 1 герц = 1 колебание в секунду, и, следовательно, 440 герц - это 440 колебаний в секунду. Человеческий слуховой аппарат воспринимает эти колебания с высочайшей точностью, а мозг с такой же точностью мгновенно просчитывает. Представьте: сила этих колебаний может быть минимальной, а сам звук длиться 0,1 секунды и даже меньше - но мозг способен обработать это в реальном времени и так же мгновенно подготовить к звукоизвлечению голосовой аппарат. Сложно? Пока ещё нет:

Нота "ля" второй октавы - это уже 880 герц, а третьей - 1760. 1760 колебаний в секунду, представьте. Сознанием это воспринять невозможно, но большая часть процессов в человеческом мозгу происходит на подсознательном уровне. При совсем небольшой тренировке человек будет в состоянии точно услышать все ноты, если одновременно сыграть на фортепиано ноты "ля" сразу в первой, второй и третьей октаве. И между ними ещё несколько нот. Представьте, какова должна быть производительность для точной обработки таких данных - но для мозга это далеко не предел.
Если вы обратили внимание, когда мы занимались с Дианой - мы хлопали в ладошки разные ритмы. Это не просто так: дело в том, что человеческий слух жестко связан с чувством ритма, а точный ритм для человека жизненно необходим. Сердце должно биться в строго определенном собственном ритме, дыханию нужен свой ритм, а в мозгу этих ритмов миллионы - и все должны работать точно.
Восприятие и воспроизведение звука - это тоже ритм, и чем человек более ритмичен сам - тем выше возможности его слуха. Именно для этого и нужно хлопать в ладошки: тело начинает работать ритмично, и каким-то образом это помогает мозгу точно воспринимать звук от слухового аппарата и давать команду на воспроизведение аппарату голосовому. Точнее это объяснить сложно: дело в том, что мы до сих пор очень мало знаем про мозг. Известно, что он по возможностям превосходит любой суперкомпьютер; известно, что он способен хранить практически неограниченные объемы информации; его многозадачность находится далеко за гранью нашего понимания. Мы примерно знаем его карту, где расположены какие его центры и за что эти центры отвечают, как выглядит на энцефалограмме их включение и выключение, и так далее. По сути, мы понимаем мозг на уровне обычного пользователя компьютера, который знает про материнку, процессор, память и кулер, но что заставляет всё это работать вместе и на каком языке они между собой общаются, пользователь не знает; а уж как устроена Виндоуз - для него и вовсе за семью печатями.
Мозг же прекрасно понимает наш язык и внимательно нас слушает. Если сказать ему "У тебя есть слух!" - он поверит и задействует все необходимые для этого функции. Если же сказать "У тебя нет слуха, не пой" - он эти функции отключит до минимального уровня. Человек будет воспринимать звуки и приблизительно определять, какой выше, какой ниже - но высокой точности там не будет: зачем тратить ресурсы на то, что не используется?
По сути, искусство учителя в том и заключается, чтобы убедить мозг включить всё нужное. Этот процесс, бывает, занимает годы: но иногда достаточно и 15 минут, как в случае с Дианой.

Я иду к остановке и продолжаю удивляться: да, я знал, что всё получится. Но что именно произошло в её голове, какие именно процессы включились? Загадка. Я наблюдал всего лишь их проявления - впрочем, как и Диана: ведь наш мозг не считает нужным отчитываться нам о своей работе.

Пост написан по заказу moralg
Tags: troll_lol_o, Загадки мироздания
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments