georgith55 (georgith55) wrote in otrageniya,
georgith55
georgith55
otrageniya

Полёт на Ан-2. Незабываемое.


Было   время,  когда    "двухкрылый    кукурузник" ,   милый,   как   щенок   и   уютный,   как   котёнок,    самолётик   Ан-2,   был  символом   целой   эпохи.   Как    символом   Великой   войны   был   танк   Т-34.    Сейчас   на  меня   накинутся   знатоки   и     чистоплюи,   что   кукурузником   звали   не   Ан-2,   а   У-2,    а   символом   эпохи    был   Гагарин,   Ту-104   и   "Битлы".       Но  они   только   соберуться     брызгать   на   меня   слюнями,    а   я   уже   оговорку   сделаю -  "Символ - понятие   субъективное"  -   для   кого  то   символом   была   колбаса   за   2-20,  и  водка   за   3-62.
Ан-2   взлетал   и  садился   везде,   даже   в  книгах;     Юлиана   Семёнова   "При  исполнении   служебных   обязанностей...",   Олега    Куваева - почти  во   всех,   и    других   писателей.   Геология    и   почта,   полярники   и   врачи,  ледовая   разведка   и   поиски   пропавших,  где   только   он   применялся   и    что   только   не  возил.    Валико   Мимино     возил   овец     и   куриц    на   вертолёте,  но   и    Ан-2    возил   овец   и   баранов   тоже.      Только   корову   на   внешней   подвеске   не  смог  бы,  коровы   не   могут   набирать   такую   скорость      при   разбеге.  Встречалась   информация,    что  будет   возобновлено   производство    самолётов   Ан-2,   с  двигателями    "Ролс-Ройс",    но   теперь   наверное   санкции    помешают.    И  песня   "Под   крылом   самолёта    о   чём   то  поёт,   Зелёное   море   тайги"  - не   про   белый   лайнер,   а   про   зелёного     кузнечика.      И   сейчас    частенько   появляются    сообщения;      то  пьяные   менты   в  Свердловской   области  на    Ан-2   разбились,   то  нетрезвые   чиновники   в   Читинской.   Это  говорит    о   том,    что  самолёт   по - прежнему   пользуется   любовью   и   популярностью.   
Вот  и  мне   сподобилось   пару   раз   пролететь   на   этом   флагмане    малой   авиации.    Но  запомнилось      навсегда.   Мы   летели   в   студенческий   строительный  отряд   (ССО),       летели   вдвоём,   квартирьерами,   готовить   площадку  для   остальных,   которые   прибудут   позже.    Нам  было   по   18   лет,   мы   закончили   по  первому   курсу   института,   и  это  было  наше   первое   самостоятельное   путешествие,   без  родителей.   Конечно,   бывали   и   походы   в  лес    с   ночёвками,   и      рыбалки   с   пьянками,   заезды   на  турбазы   и   загулы   до  утра,  но   всё   это   было   с  бабушкиными   пирожками     и   мамиными   компрессами   на   синяки.   А   здесь   вот  тебе:   паспорт   с  билетом   в  нагрудном   кармане,     деньги   в   штанах     и   рюкзак   за   плечами,   ну   чем   не   первопроходцы.   Да   ещё   зелёная   стройотрядовская   форма,   и  на   ней   я  остановлюсь   особо    и   подробно,   на  то  есть    причина.    Форма   была   для   всех   единая,   но  в  том,   1973   году   её   поменяли,    ввели   какие- то     курточки,   на   манер  джинсовок,  с  маленькими   карманчиками,  куцие   штанишки  и  всё   из   лёгкой   ткани,   не  держащей   форму.    Мне   же   нравилась   форма   прошлых   лет:    прямые  брюки    с   простроченными  стрелками,   рубаха   с  накладными  карманами   заправляемая   в   штаны  и  прочная   ткань  с   лавсаном.    Если   ещё   добавить   настоящий   кожаный   офицерский   ремень,  то   я    похож   был   на   американского   морпеха   в   отставке.   Это  сейчас   у   меня   мешки  над   ремнём   и   под   глазами.   Я  проконсультировался   в   комитете   ВЛКСМ   на  предмет    соответствия   формы   новым   установкам,   и  секретарь,   поковыряв   в   носу   карандашом,   дал   "добро".   Разумеется   ещё   значки,  комсомольский   и  ССО-1973,    может  быть  и  сейчас   целы,   где   то  у   сыновей.
Прибыли  мы    утром   на   аэродром   Магнитогорска,   отстроенный   незадолго   до  этого.   За   несколько    лет.    В   те   времена     застойно   строили,      а   не   прогрессивно    разрушали   (оптимизация     называется).    Полюбовались    на    бело-серебристые    лайнеры   взлетающие   и   прилетающие,    подивились  на   новомоднее   здание   аэропорта   из   "стекла   и  бетона"  (по   нынешним   меркам - небольшой   маркет   в   районном   центре), потолкались    в     пассажирской   суете.   Не  помню,   как   проходила   регистрация,   скорее  всего   на   отдельной   стойке   местных   авиалиний,    и   подхватив   рюкзаки,   бодро  затопали   по   свежей   травке    на  край   лётного  поля.   Лайнеры   взлетали   с   бетонной   полосы,  помнится - длиной   2200м,   а   для   "Аннушек"   отвели   скромную   полянку   с   ромашками   и     кузнечиками.    Автобус   нам   тоже   не   полагался,  да  лучше   бы   их   и  сейчас   не  было  -   смех   и  дурь (Симферополь),   да  что  там  говорить - досмотра   и  того  не   было.     Как    тогда   жили,   как   летали?    Добрели   мы  до  самолётика   в  сопровождении   какого-  то   летуна    в   фуражке   и  расселись   на  траве.   Пассажиров    я  не   помню,   но   одна   старушенция,    похожая   на   Татьяну   Пельтцер   в   роли   матери   солдата   Бровкина,    мне  сразу    не    понравилась.   Наш   сопровождающий    походил   вокруг   самолёта,   потрогал  крылья,   шевельнул   винт,   поочерёдно    попинал   колёса  (шасси   называется)   и   остался    недоволен.    Он   куда - то   отошел    и  скоро   вернулся   с   куском     ржавой    проволоки  около  метра  длиной.   Эту   проволоку   он   обмотал   вокруг    стойки   маленького   заднего   колёсика    и  несколько  раз   закрутил   концы.   И  так   это   выглядело   умилительно   и   заботливо,  что  никого   даже   не  встревожило. 
Появились   ещё   один   или  двое   в   фуражках,   открыли     самолёт   и    мы   расселись.    Скажем  сразу - это  не  лайнер;   жёлтая   и  зелёная   полупившаяся   краска,    рифлёный   пол  без   ковриков,  нет  кнопки   вызова   стюардессы,    да   и    самой   её   нет,   с  газировкой    и   карамельками.   Вместо   кресел   были   какие-то   брезентовые   шезлонги,   причём   спиной   к  борту,  так   что  в  окошко (иллюминатор    называется)  особо   не   посмотришь,  шею   свернешь.   В  середине   был   проход,  с  одной   стороны  которого    была   дверь   в   кабину   пилотов   с  множеством    приборов    и   выключателей  (тумблер   называется),  в  другой   стороне,   в  хвосте,  мы   скидали   свой  багаж,  а   по  потолку    салона  (фезюляжа)    тянулись   всякие   провода   и  трубки.   По  моему    мы  даже   пристегнулись.    Потом   один   из   пилотов   прошёл   по  салону,   закрыл   дверь    на  белый   свет,   поколдовал  над  нею,  наверное,    что-бы   не  открылась   в  полёте,   переложил   что-то  в  багаже,   обвёл    пассажиров   оценивающим   взглядом,   вздохнул   и  вернулся   в  кабину.   Может   быть    он   пожалел,    что   не   надо   нас   всех    выбрасывать   с  парашютом?    В  самолёте   сразу   что-то  засвистело,    заурчало,    фыркнуло,   он   подпрыгнул   и   полетел.   Я  только   хотел   скосить   глаза   в   окошко,   проводить  землю    и  оценить    лётную    обстановку,    но  тут   заворочалась   моя   соседка   слева,  ей   конечно  оказалась   старушка    Пельтцер-Бровкина.   Она   попеременно   махала   руками    вокруг   своего   лица,  протягивала   их   к  другим    пассажирам   и   прижимала   ко  рту.   Кто  то   догадался    и  протянул   ей  пачку   гигиенических     пакетов,    где-то   они   торчали,    и   она   стала   наполнять   их    с   неимоверной     быстротой.    И   так   быстро    она   наполнила   первый   пакет,   что   часть     из   него   выплеснулась   прямо   на   мои    форменные,   первый   раз   надёванные,   с   простроченными   стрелками,    брюки.    Меня   конечно   передёрнуло   от  омерзения,    а  эта   дура   ещё   виновато   пыталась,   своими   заблёванными   руками,  стереть   грязь   с   моего   колена,   и  размазала   ещё   больше.   Бесило   ещё   то,    что  мой  товарищ,   сидевший   справа,    ехидно   хихикал,   прикрывшись   рукой,  а  что  ему   оставалось,   не   рыдать  же.    Полёт   был   безнадёжно    испорчен.   Если   бы    пилот   не   заблокировал   входную   дверь,   я    бы    или    бабку    выкинул   или   сам   вышел   не   дожидаясь    остановки,  требовать    экстренной    посадки  -  бесполезно,   лететь   в   нейтральную    страну  -   ещё   тупее.     Пришлось   терпеть   под   ехидными   и   сочуственными   взглядами    других   пассажиров,   кто- то    мне  даже   тряпку  дал,    кажется.
Полёт   продолжается.    Мотор   выводит   свою     заунывную   мелодию,      то  мирно   посапывая,  то  грозно   ворча,  и    самолёт   Ан-2,    то    плавно   скользит    по    воздушным     струям,  то   проваливается     и    вновь    взбирается   на   невидимые   нам      кручи.    Так   продолжалось   наверное   часа   полтора,   даже    бабка     наконец   выпрастала   свой     желудок   и   теперь    заботливо   придерживала   наполненные   пакеты,   уставив   их    у  ног.    Блевотина   на   моих   штанах   подсохла   и  я   даже   немного  успокоился.   По  времени   мы   должны   уже   прилететь,    и    приземлиться    в  райцентре   Бреды    Челябинской  области.   Может   когда-нибудь    напишу    воспоминания   или  мемуары    про  этот    затхлый    населённый   пункт    из  бараков   и   развалюх,   с  одним   единственным    красным   флагом   над   райкомом   КПСС,  тоже   барачного   типа.   А  пока    я   скосил   глаза     в  самолётный   иллюминатор,   что  бы   не  видеть   проклятую   старуху,  и  стал   замечать,    что  самолёт   кружится     над   посёлком   и   аэродромом.    Я   видел    вышарканую   в  траве   посадочную    полосу,   красный,   наверное     пожарный,    вертолёт,   полосатый   колпак,  по  которому   определяют    силу  и  направление   ветра.    По   полю     двигались   какие- то  пятна,   они  сходились    вместе,    а    потом    вновь    разбегались   без   всякого   порядка,     но  самолёт   всё   не  заходил  на   посадку.     "Не   выпускаются    шасси" - пришла   в  голову   паническая    мысль,   впрочем,   техническая    грамотность   сразу   же  отвергла     эту  версию:  на   Ан-2    шасси   никогда   и   не   убирались,   значит   вынужденной    посадки   на   брюхо   не   будет.   "Не    принимает   аэропорт,   а  до   запасного   горючего   не  хватит"  -  это   уже   легче,   можем   сесть   на   вынужденную.   Пока   я   перебирал    варианты   спасения,   самолет   плавно  спланировал   и  сел,  там   где   ему   и   положено.   Потом   уже,    проживая   рядом   с   лётным   полем   я   догадался,   что  это  были  за   пятна    и  почему   мы   кружились:   с   полосы    разгоняли   коров.   А  разгонял  их   сам   начальник   аэропорта,    он  же   сторож,   диспетчер,    кассир    и   коровы   его   тоже   были.
Так   закончилась   эта   трагическая     и   опасная   эпопея,    проявившая   во   всей   полноте      равнодушие     тоталитарного     государства    к      личным     комфорту   и    безопасности  отдельного   человека,   они    всегда   были   делом   необязательным   и   второстепенным.   А  нас  ждали    два   месяца   работы    по   заливке   фундаментов    под   ещё    несколько   бараков,     весёлые   похождения   и   приключения   и  возвращение   домой   на   этом  же   двухкрылом   самолётике.   Наверное   без   особых    происшествий,   так   как   обратный    полёт   ничем   не  запомнился.     А     своей   красивой    формой    я   не  долго   пользовался,  в  этих   же   Бредах    мы   перевернулись   на   машине    с   пьяным   шофером,   я   кулаком   выбил   лобовое   стекло,     посёкся   и  залил   весь  костюм   кровью.   Отстирал,  но  пятна   и  разводы   остались.
немного    истории
31 августа 1947   года   лётчик-испытатель   П. Н. Володин    впервые поднял  в    небо   первый прототип Ан-2, обозначенный   СХА.    Самолёт выполнил    два     круга   на   высоте   1200 метров   и   после   30 минут    полёта   совершил   посадку,   а   9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г. И. Лысенко   поднял   в    небо   первый    серийный   Ан-2 (в транспортном варианте).   Всего   было   выпущено   порядка   18  тыс.   Ан-2,   что  удивительно - основная   масса,   порядка   12  тыс   в   Польше.   Мне  это   не  понятно.   На   2012   год,   в   мире   эксплуатируется   2271   Ан-2;    в   России   имеется    1580    самолётов Ан-2.    На   Украине   имеется  135   самолётов Ан-2,   из   них    в состоянии    лётной    годности   54.    В   Казахстане   эксплуатируются   290   Ан-2.     В  настоящее  время   в   РФ      эксплуатируется  322     Ан-2         и  сфера   их  деятельно   по-прежнему  разнообразна.  По   данным   ФГУП   «СибНИА им. С. А. Чаплыгина»,   на    середину    2017    года    90 %    задач   малой   авиации   в   России   всё    ещё выполнялось    самолётами   Ан-2.



Tags: georgith55, Пропавший Boeing
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments