id77 (id77) wrote in otrageniya,
id77
id77
otrageniya

Category:

Космодромы мира. Байконур

Здравствуйте уважаемые.
Решил начать небольшую новую тему связанную с космонавтикой . Я вообще очень чту эти вопросы, и считаю, что пилотируемые полеты в космос – это практически пик человеческой цивилизации, и более того, это его надежда. Пусть в последнее время финансирование отрасли сократилось в разы, а значит замедлился и прогресс, но я все равно верю в светлое будущее космических путешествий.
Все, что связано с космосом мне интересно, а его покорители, вне зависимости от национальной принадлежности, для меня герои. А героем № 1, безусловно, является Юрий Алексеевич Гагарин, о чем я уже говорил не раз и не два, и продолжу говорить в дальнейшем.

Одним из важнейших элементов освоения космоса являются космодромы и стартовые площадки для запуска космических объектов. Их вообще немало, также, как и стран, проводящих (или старающихся проводить) свою космическую программу. Вот я и решил провести небольшой обзор и познакомить Вас с космическими центрами нашей планеты по странам, их использующих.
И, естественно, начнем с Российской Федерации.
До сих пор № 1 в мире по размерам, количеству запусков и востребованности является Байконур. Этот официально первый в мире космодром находится в Кызылординской области Казахстана и принадлежит данной республике. Однако Россия арендует весь комплекс сооружений на срок до 2050 года. Это выгодно и нам, и, естественно, Казахстану, который не только получает доход, но и двигает собственную космическую программу.

Как я сказал, территория космодрома не просто большая – она огромная. Более 6 700 кв. км. На секундочку, это более чем 2, 5 Люксембурга :-)
С названием космодрома произошел небольшой топографический казус. Точнее – осознанно это было сделано. Это сейчас к космодрому примыкает город Байконур (до 1995 года – Ленинск). Но этот случай, когда город поименовали в честь космодрома, а не наоборот. На самом деле там все интереснее.
Когда в 1954 году планировали место под будущий космодром, то предлагалось несколько территорий – в Марийской АССР (нынешняя Республика Мари-Эл), в Дагестане, в Астраханской области и в Казахстане.
По разным причинам, выбрали именно последнюю территорию. И начали предварительные работы близ разъезда Тюратам Среднеазиатской железной дороги.

Дабы запутать разведку противника (а американцы, развивающие свою программу ну ооочень интересовались) было сделаны два взаимоисключающих вброса. Проект космодрома назвали «Тайга» (ага в Казахстане), а потом просочились сведения о том, что космодром будет строится возле села Байконур (в переводе с казахского Богатая долина) тоже в Казахстане, но в Карагандинской области, более чем в 300 километрах от настоящего строительства. Более того в Карагандинской области даже началось фиктивное строительство, и были возведены ложные сооружения, дабы запутать противника. Запутать не удалось. Благодаря хорошей агентурной разведке, а затем и полетам U-2, американцы точно знали, где находится настоящий космодром.
Но вот как-то укоренилось называть стартовую площадку в Кызылординской области Байконуром, и постепенно название прижилось уже и официально.
Вот такой вот топографический казус.

Как я сказал, космодром действующий и очень активно. За 2015 год было запущено 18 ракетоносителей. И это не предел, естественно. Инфраструктура огромная, и возможности почти неограниченные. Вдумайтесь только - 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей; 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов; 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами; измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром; кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 тонн криогенных продуктов в сутки; теплоэлектроцентраль на 60 МВт; газотурбинный энергопоезд на 72 МВт; два аэродрома, причем один просто гигантский и так далее и тому подобное.
Очень и очень все серьезно.


Главное и самое интересное для нас – это, конечно стартовые комплексы. На данный момент используется 6 из 9, причем в том числе и так называемый Гагаринский старт (площадка № 1), сиречь то место, откуда стартовал "Восток" с первым космонавтом на борту. Оттуда же 4 октября 1957 года запуск первого Искусственного спутника Земли. До сих пор главная площадка на космодроме.
Крайний старт был произведен,  когда на орбиту был запущен «грузовик» "Прогресс М-29М"



Площадка № 200 была введена в эксплуатацию в конце 70-х годов прошлого века. За это время было произведено чуть менее 200 стартов.
Первоначально на площадке должно было быть 2 пусковых установки (левая и правая), но используется только левая. Правая должна была быть переделана под другой ракетоноситель (Ангара), но работы прекращены и оборудование демонтировано.
Крайний старт с площадки был произведен, когда был запущен телекоммуникационный геостационарный спутник "Экспресс-АМУ1" (Eutelsat 36C)



Площадка № 31 используется с 14 января 1961 года. Наравне с гагаринским стартом – это основная площадка Байконура для запуска пилотируемых аппаратов, а также «грузовиков» для Международной космической станции (МКС).


Площадка № 45 была введена в эксплуатацию в середине 80-х. Она была разработана под ракетоноситель «Зенит» и имела 2 пусковых установки. Но после аварии 4 октября 1990 года правая установка разрушена и не используется.

Та самая авария...

Зато с левой произведено 46 запусков. Крайний -– был выведен на орбиту спутник гидрометеорологического обеспечения "Электро-Л".

Ну и наконец, площадка 81. Она была введена в строй в середине 60-х. У нее 2 установки. Левая не используется с 2004 года, а вот правая вполне активно эксплуатируется, так как переделана под ракетоноситель «Протон-М». Крайний старт – был запущен геостационарный телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ8».


Конечно же, не могу я обойти своим вниманием и аэродромы. И если один (площадка 15А. Аэропорт «Крайний») – абсолютно обычный, то вот другой (площадка 251. Аэропорт «Юбилейный») крайне интересный. Аэродром этот внеклассный, то есть способен принимать все типы самолётов (включая Ан-225 «Мрия»). Максимальная взлётная масса воздушного судна 392 тонны.



Именно на него сажали первый и единственный советский «Шаттл» под названием «Буран». Основная полоса аэродрома длиной 4500 м и шириной 84 м построена из монолитного высокопрочного бетона М-600 толщиной от 26 до 32 см на пескоцементном основании толщиной от 18 до 22 см. Ей далеко до самых длинных бетонных ВПП в мире, но все же она очень даже немаленькая.

Продолжение следует….
Приятного времени суток.

Tags: id77
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments