Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Category:

Ту-114: летающий отель-ресторан для советского человека



15 июля 1954 года совершил свой первый полет Боинг-707 - первый в мире четырехмоторный пассажирский реактивный самолет, способный летать на межконтинентальную дальность. СССР не мог допустить преимущества Америки в деле строительства подобных самолетов, и авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву немедленно был отдан приказ - догнать и сделать лучше! Предпроектные работы начались буквально в тот же день, и немедленно стало понятно, что сделать такой самолет в сжатые сроки невозможно: попросту нет подходящих двигателей. Правда, недавно взлетел турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, который обладал схожими с нужными характеристиками...
- А не переделать ли его в гражданскую версию? - предложил Туполев. - Конечно, скорость получится километров на 100 в час меньше - но других вариантов всё равно нет... В правительстве подумали и согласились: переделанному в гражданский вариант Ту-95 - быть.



Ту-95

Проектирование самолета началось в 1955 году и шло очень быстро: дело в том, что нового в самолете было не так много - фюзеляж, шасси и прочее. Крыло досталось от донора в практически неизменном виде, равно как и монстроподобные двигатели НК-12 - монстроподобные потому, что, во-первых, это до сих пор самые мощные турбовинтовые двигатели в мире, а, во-вторых, потому, что при работе они издают адский грохот. Самолет, оснащенный такими двигателями слышно за десятки километров, и именно благодаря этому их свойству Ту-95 в НАТО присвоили кодовое имя Bear, Медведь.
Первый полет новой машины состоялся уже 15 ноября 1957 года. Из Кремля конструкторов торопили: Хрущев собирался совершить визит в США, и хотел сделать это на самом большом в мире советском пассажирском самолете.
Сказано - сделано: уже в 1958 году Ту-114 совершил первый некоммерческий полет в Нью-Йорк, а в 1959 году повез в США правительственную делегацию во главе с Н. С. Хрущевым.



Прибытие самолета Хрущева в США, 1959 год

15 сентября 1959 года самолет Хрущева приземлился на базе ВВС США "Эндрюс". Его ожидала громадная правительственная делегация, всё было готово к торжественному приему - и вот уже к самолету подали трап. Тут-то и случился конфуз: Ту-114 оказался настолько огромным и высоким, что трап попросту не достал до двери. На фото вы видите, как из дверного проема уже показалась стремянка, по которой потом и вынужден был совершенно не торжественно слезать Никита Сергеевич.
Немного позже эту проблему решили вот так: обратите внимание, насколько не достаёт до двери основной трап.



Кстати, проблема с трапами сопровождала Ту-114 всё его летную жизнь: на аэродромах постоянно не оказывалось трапов нужной высоты.
Но была с Ту-114 и ещё одна - наверное, самая необычная история: дело в том, что этот самолет было решено делать не в обычном эконом-варианте, а исключительно в варианте, пригодном для перевозки высших чинов государства. Обосновано это было тем, что советскому человеку должен быть доступен любой уровень комфорта - так и получилось, что в Ту-114 был, например, салон-ресторан:



И собственная кухня - нет, не то, что нынче на самолетах называют кухней: на нижней палубе была расположена именно что самая настоящая кухня, а в экипаж самолета входил повар.



Лестница на нижнюю палубу



Помещение, где раньше была расположена кухня

Правда, питаться во время полета было не всегда просто: дело в том, что вращающиеся на огромной скорости 6-метровые винты создавали такую вибрацию, что еда периодически норовила сползти со стола на пол. Но это же такие мелочи!
Главной же изюминкой самолета было даже не ресторанное обслуживание: дело в том, что в самолете были ещё и... 4 полноценных спальных купе, в каждом из которых было три спальных места.



Салон-ресторан слева, купе - справа

В общем, это был удивительный, ни на что не похожий даже по нынешним временам самолет. Правда, через несколько лет эксплуатации на линиях салоны Ту-114 начали переделывать в более привычный вид - демонтировали купе и столики, развернули все сиденья лицом вперед, но некоторое время советские граждане всё же имели возможность летать с комфортом поистине высочайшего уровня.



В 1976 году эксплуатация Ту-114 завершилась. Несколько бортов поставили в качестве памятников, ещё несколько оказалось в музеях. До наших дней дожили всего лишь три таких самолета, один из них стоит в музее ВВС, что расположен в подмосковном Монино:



Сейчас борт восстанавливается силами волонтеров: им удалось сохранить оригинальные интерьеры, включая ресторан и купе. Правда, восстанавливают борт они за собственный счет (музей в реставрацию не вкладывает ни копейки), и поэтому работы идут довольно медленно. Несколько раз в году волонтеры устраивают дни открытых дверей, и тогда можно попасть и в Ту-114, и во многие другие машины.
А уж если у вас есть желание привезти волонтерам краски, инструменты и так далее - то день открытых дверей устроят персонально для вас в любую субботу.

Вот такая история.


Tags: broiler-747, troll_lol_o, По следам событий
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments