moony (moony_sky) wrote in otrageniya,
moony
moony_sky
otrageniya

Categories:

тряпичник (окончание)

       начало тут.                          


                                              2

  А он и не только менял всё на тряпки, но и продавал за деньги, но так выходило почему-то дороже и считалось, что это невыгодно и даже, кажется, неприлично.Брал он охотно и самовары, макулатуру. Только бумага совсем дёшево шла, да и откуда в деревне бумага. Правда, сдавали иногда церковные книжки – толстые, тёмные, огромные и, считалось, бесполезные. Такое было дурацкое время. А иконы он не брал, хотя предлагали. Кому они нужны, когда бога нет! Зато самовары были дороже всего, много ерунды за них давали. Один раз видел я у него трубу от патефона… Чудно!
   Тряпки он взвешивал на ручном ржавом пружинном безмене, цепляя их на крючок. Но это так, для виду. Он и без весов отлично знал цену каждой вещи.
   А у нас откуда лишние тряпки? Мне мама дала мои старые штаны и рваную наволочку. И то наволочку давать не хотела, а собиралась порвать её на хозяйственные вехотки – со стола вытирать. Тряпичник взвесил: - Ню шта туть – дви пропка, - потом посмотрел на меня, подумал и дал три пробки и свисток. Пожалел меня. Я любил этот свисток. У него была дырочка, и я продел в неё шнурок. Потерял всё равно.
   Он и старые мешки тоже брал, заплатанные да рваные. Одна баба сдаст, другая тут же купит. Дуры!
   У него было ещё много разных будильников, только они не работали. Чё он их таскал? Бесполезная же вещь. Хотя я тогда хотел будильник – играть. К тому же некоторые из них звенели, он показывал. Но я всё стеснялся спросить, думал, что очень дорого. Да наверняка запросил бы как за пугач! А пугач лучше. У меня своего не было, но мне ребята давали пострелять моими пробками.
   Бывало, кто-нибудь из детворы или глупая бабка украдёт у него какую-нибудь мелочь. Иногда он делал вид, что не заметил, а иногда обижался и говорил: - Я разьви скрал? Ти скрал! Типерь ухади, - и было стыдно, потому что он не отнимал назад ворованное и даже не брал, если сами отдавали. Просто не замечал больше этого человека. На нашей улице долго валялся украденный и брошенный пластмассовый браслетик, пока его не заездили телеги. Никто, даже маленькие девочки, не позарился на краденое. Странно? Нам казалось – стыдно взять ворованное, даже если украл не ты.
    Иногда он привозил точильщика, тоже татарина. Такие точильщики были тогда и в Москве, я сам видел на Красной Пресне, там бабушка жила. А может, это тот же? – Ножи-ножницы точить, бритвы правим! Я тогда не знал, что татарин – национальность. Я думал, что татарин – это профессия. И когда появился ещё один татарин, удивился, что он не тряпичник, но быстро привык. А потом соседи наняли бригаду ремесленников (позднее их стали называть шабашники) строить лодку-плоскодонку для вечерних катаний по речке (и меня брали). Так вот и их я поначалу называл татарами, а они обижались, говорили, что русские. Я сказал, что тоже русский, но лодки делать не умею. Они сказали: вырастешь – научишься. Нет, не научился. Хотя, надо попробовать, может, уже и умею…
   Считалось, что точильщик точит лучше и уж точно правильнее, чем свои мужики. Да и не допросишься своих-то… У него был такой специальный станок с несколькими разными точильными кругами и он крутил их, качая ногой педаль, почти как ножную швейную машинку. Видели, наверное, в старом кино. Он и топоры предлагал точить, но мужики его посылали, говоря, что испортит, и они, мол, сами лучше него могут. Врали, поди, денег жалко было… Ещё точильщик приторговывал огромными иглами, их называли «цыганскими». У него брали помногу. На случай войны, я сам слышал. А воевать хотели с американцами или китайцами. Ну, может, и не хотели, но собирались, как я понял. А как этими иглами воевать-то?
   Приезжал ещё иногда керосинщик с бочкой керосина на ручной тележке, но он был неинтересный. Я даже сомневаюсь, был ли он татарин. Вряд ли. Обыкновенный и, к тому же, вонючий керосином. Керосин я не любил. А собирал и он много народу. Ведь у всех были керосиновые лампы на случай регулярного отключения «тока» и керосинки – на них обычно варили варенье из крыжовника и яблок и иногда готовили еду. На улице, в палисаднике. Далеко сладкие запахи слышно было (я знаю, что запахи чувствуют, а не слышат, но все говорили «я слышу, как пахнет…»). И если ненарочно прогуливаться в это время рядом туда-сюда, то могли позвать и дать пенки от варенья. А они гуще и вкуснее самого варенья, это любой дурак знает. К тому же их нужно было есть сразу, а не ждать зимы, которая когда ещё будет! Моя бы воля, так я на их месте одни пенки бы и варил. Вот кстати, – клубники тогда ни у кого не было! Только мелкая земляника. А когда появилась у редких в ту пору московских дачников клубника, все ходили смотреть, удивлялись крупному размеру и называли её – «Виктория». Именно так, с большой буквы В. Такая фигня...
   А мне было пять лет, и я знал только четыре большие буквы: МАМА.
Tags: moony_sky, Авторский текст
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments