Элла Гор (cherry_20003) wrote in otrageniya,
Элла Гор
cherry_20003
otrageniya

Category:

Европа и душа Востока. Англосаксы. (часть 2)


Пролог темы по книге немецкого философа Вальтера Шубарта "Европа и Душа Востока" здесь.
Часть 1 "Немцы" здесь.


Англичанин сидит себе на своем острове, изолиро­ванно и в безопасности. Этим он чувствует свою непри­частность к общей судьбе Европы. Он ощущает свою противоположность материку, хотя и получил от него множество импульсов, без которых английское развитие проходило бы совсем по-другому. То, чем для русского является ширь его степей, для англичанина выполняет море с его естественной защитой (последняя битва на английской земле была в 1745 году!). Море почти полностью лишает его изначального страха.



Превалирующей чертой в настроении англичанина является невозмутимое спокойствие. Англичанин не заботится о будущем, не думает о даль­ней перспективе. Планы, скрупулезно разрабатываемые на все случаи, не его дело. Он реагирует на проблемы по мере их приближения и решает их от случая к слу­чаю как мастер импровизации. «Наш дух работает лучше всего, когда становится слишком поздно или почти слиш­ком поздно» (виконт д'Абернон, англ.финансист и дипломат).


Поскольку англичанин не слишком заботится о будущем, он пренебрегает мелочным накопительством и охотно проявляет широту своего образа жизни. Английская страсть к пари, чуть ли не национальный порок, свидетельствует, как и русский азарт в игре, об удовольствии от неизвестного.


В противоположность нем­цам и французам англичанин оставляет угрожающие ему неприятности без внимания, надеясь, что они как-нибудь уладятся сами по себе, без его вмешательства. У него такое чувство, что время работает на него. Ничто его так не огорчает, как трата сил на потенциальную воз­можность, которая, однако, не осуществляется. Поэтому Англия - по выражению одного современного государст­венного деятеля - всегда будет проигрывать первые сра­жения в войне и всегда выигрывать последние.


В ощущении своей безопасности англичанин предстает врагом теорий и систем - этих производных от страха перед будущим. Теоретик ищет типичное в имевшем место случае, чтобы вывести правило для случаев, еще не имевших места. Он надеется таким способом подсту­питься к неизвестности грядущего. Англичанин же, на­против, смело встречает каждый отдельный случай. Это предохраняет его от схематизма и позволяет увидеть как раз своеобразное и неповторимое в каждой ситуации - и овладеть ею.


Однако от этого страдают его научные достижения. Он живет и мыслит от случая к случаю, без заранее составленного мнения, готовый приспособиться к обстоятельствам; это - человек опыта, кажущийся бес­принципным, но он не беспринципнее, чем сама жизнь, которая в своем потоке не терпит застывших форм. В этом тайна политического величия Англии. Оно основано не на принципах, а на инстинкте.


Этому соответст­вует ярко выраженное английское неприятие нормы, чуть ли не большее, чем у русских. Англичанин испытывает сильную неприязнь к законодательному регулированию и прежде, чем издать какой-нибудь новый закон, он лучше будет обходиться постановлениями, принятыми еще в Средневековье. Он и по сей день обходится без конститу­ции, без уголовного и гражданского кодекса.


В осу­ществлении правосудия самое главное - не законы, а судья, который принимает решение в каждом данном случае. Он имеет преимущество перед законодателем, который лишь профилактически занимается случаями, не имевшими места. Английская юстиция - это юстиция не норм, а прецедента. Судья здесь суверенен; справедливым в каждом отдельном случае считается то, что он объявит справедливым; главное значение придается не предусмот­рительности закона, а правильности решения судьи. Эта юстиция прецедента имеет несомненную связь с эмпи­ризмом английской философии.


В этом же ряду стоит и та сдержанность, которую центральное правительство проявляет по отношению к своим чиновникам за рубе­жом. Оно предоставляет человеку на месте широкую свободу действий, не связывая его чрезмерно указаниями, которые могли бы помешать ему справедливо учесть осо­бенную природу отдельного случая. И действительно, не связанный инструкциями и предоставленный самому себе, англичанин в таких ситуациях поступает наилучшим образом.



Английское правительство не относилось бы так к своим подчиненным, а граждане - к судьям, если бы они не имели глубокого доверия друг к другу, которое питается молчаливым убеждением, что все англичане в сущности хотят одного и того же.


Англичанин - индивидуалист, но - в рамках традиции. Англичанин стремится жить для себя, но он не хочет отличаться от других. Он любит личное уединение, но не оригинальность. Он счастлив жить для себя в собственном доме, но дом его выглядит точно так же, как дома соседей, и он соблюдает в нем тот же стиль жизни, что и они. Он не хочет выделяться из сво­его окружения, поскольку внутренне не выделяется из него. Это - типовой индивидуализм. Без него не было бы того великого достижения, которое англичанин рас­сматривает как главный результат своей культуры и как огромный вклад в культуру человечества: государство свободы. Как мало государства и как много свободы! Говорят, что английское островное положение заменяет государство. В Англии главным связующим средством социаль­ной жизни является не государственная норма, а обще­принятая традиция.


Личностный идеал Англии -свободный гражданин, а не цезарь, подавляющий своих подданных. Ее государственный идеал - общество, осно­ванное на самоуважении граждан, а не на диктате норм. Лозунг здесь - интимность частной жизни, а не тотали­тарность государства. Государство не приказывает, а при­зывает к добровольному сотрудничеству. Английские чи­новники самые вежливые в мире.


Они  не образуют осо­бого сословия, не ощущают себя, как в Германии, более высокой человеческой породой. Человеческое достоинство в чиновничьих конторах не унижается.


Англия сегодня живет, как и всегда, культурой своей частной жизни, наглядно являя всем ее преимущества. Здесь все частное, даже театр и университеты.


Среди хаотической путаницы и у англичанина может возникнуть требование порядка любой ценой, даже ценой свободы. В благополучные же времена он стремится жить по принципу: «Сво­бода в порядке, порядок в свободе». Это означает: поня­тие свободы имеет в своей основе дух солидарности.


Солидарность свойственна и английскому спорту. Англи­чанин любит соревнование не одиночек, а команд, не личные достижения, а вклад в общий успех. Поэтому здесь не бокс - народный вид спорта, а футбол.


А соревнования  по гребле  между университетскими командами Оксфорда и Кембриджа являются национальным праздником.


Здесь процветает настоящий пуританский тип. Это и есть изве­стный всему миру англичанин - полная противополож­ность русскому человеку. Будучи до мозга костей челове­ком срединной культуры, он преклоняется перед сущест­вующим и пытается его удержать. Для него все, что существует - свято, потому что существует. В этом основа английского консерватизма. Когда на мир смотрит русский, его не покидает ощущение, что так не должно быть. Англичанин в такой же ситуации говорит себе: так - хорошо, так и должно оставаться.


Он - материа­лист. Духовное для него не имеет собственной ценности. Он молится успеху, выгоде, добыче. Английские рыцари были первыми, кто перестал ограничиваться военной специальностью, допуская торговлю и предприниматель­ство в качестве благородных занятий. Англия была первой страной, где феодальные паладины превратились в капиталистических предпринимателей. Доброе стало отождествляться с полезным. Мир видится в противоречии интересов, а не в борьбе идей.


Английская политика основана на такой оценке мира. Вот почему она имела наибольшие успехи в ту эпоху, которая стала определяться интересами вместо духовных ценностей. Поскольку английский мате­риалист не признает абсолютных требований, он готов к компромиссам и являет собою противоположность русско­му максимализму. Ведь только абсолютные требования делают человека неуступчивым. В практических вопросах договориться можно. Англичанин мастер в искусстве взаимопонимания. Он ищет только возможного.


В то время как русский приносит земное в жертву идее, англичанин приносит идею в жертву зем­ному. Английская философия заканчивается там, где начинается философия истинная. Англичане первыми, и именно они, низвели науку до арифметики. Механистическая картина мира -это английское изобретение. Инстинкт добычи опреде­ляет английскую мысль даже тогда, когда она не служит непосредственно целям приобретения. Англичанин смо­трит на мир как на гигантскую фабрику. Англия, родина капитализма и паровой машины, распространила над землею тот угар угольного дыма и корыстолюбия, в кото­ром задыхается душа.


Англичанин - не художник, не мыслитель, не солдат; он - торговец. Он не ищет ни славы, ни истины; он ищет добычи.

У него нет идеала образованности. "Обра­зованных" на Британских островах нет. Люди с высшим образованием не являются там особым сословием. Лите­ратура и наука там - не содержание жизни, а любитель­ское увлечение, как рыбная ловля. Они служат в жизни украшением и роскошью. Английский аристократ - в лучшем слу­чае покровитель, но не апостол культуры. Воспитание здесь направлено на то, чтобы культивировать давно зарекомендовавший себя тип - джентльмена. Оно не стремится подготовить высокообразованные личности или передать знания. Все, что лежит по ту сторону опыта, оставляет англичанина равнодушным.


В коммерческих делах он уважает личность партнера по договору, а не абстрактные право­вые принципы. Индивидуалистическое восприятие исто­рии («люди делают историю!») - настоящий англосаксон­ский продукт. Даже английская терпимость к чужим культурам - это, конечно, нравственное достоинство - покоится отчасти на пренебрежении, которое англичанин питает к культуре вообще.


Пуританский тип дышит духом Вет­хого, а не Нового Завета. Англичанин охотно прибегает к религии для оправ­дания своих приобретений. Его чековая книжка украше­на иконописным нимбом, политика власти обрамляется гуманными мотивами. Английская национальная миссия нацелена на мировое господство, а не на спасение мира, и исходит она из практических соображений, а не из нравственных идеалов. Народ свои разбойничьи набеги провозглашает священными - в этом суть английского мессианизма. Англичанин стремится к материальным благам и использует религию для усиления или для маскировки своих стремлений. Злое при необходимости легко выдается за святое.


Острая конкуренция между алчными монадами, если ее не сдерживать в рамках, разлагает общество. В Анг­лии это сдерживание происходит благодаря всеобщему усвоению привычек, нравов и убеждений, с которыми считаются все. Прежде всего это происходит благодаря идеалу джентльмена, одному из лучших достижений британской культуры, - это сильный отзвук готического жизнеощущения, зародившийся из духа средневекового рыцарства,  который постепенно от дворянства распространился и на весь народ, где нижние слои пытались подражать более высоким.


Идеал джентльмена в деловой жизни стал обоснованием  честности коммерсанта. Особенно по-рыцарски он заставляет дер­жаться с женщинами и с беззащитными. Никто так не старается, как англичанин, примирить побежденного с его судьбой. О том, какие ужасные глубины кроются в англий­ской душе, говорит история британских королей, более жестокая и полная убийств, чем многие другие. Наполе­он, знавший своих противников, называл англичан совер­шенно дикой расой. Без той сдерживающей узды, кото­рую накладывает на него дворянский образ мыслей, англичанин был бы невыносим. Стереть это с него - и пред нами предстанет чистый американец. Ярко выра­женный американизм - это англосакство без джентльмен­ского идеала, форма вырождения английской сущности.


Английский идеал джентльмена, каким бы действен­ным он ни был, все же ограничен. Это не последнее слово этики.  Он смолкает перед расовым высокомерием, перед иностранцем; его не слышно во внешней политике. Он не смог развиться во всеобщий идеал человечности.
В посте использованы фотографии,
взятые из открытого доступа в интернете
Tags: cherry, Другая культура, Заграница, Литература, Национальный орнамент, По мотивам, Про людей, Философия, Шубарт, Этно
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments